Найти тему
Холст историй

Пётр I, Азовские походы, их цель и результаты и ещё события, произошедшие при Петре I. Детство Петра I.

Здравствуйте, дорогие читатели моего канала. Что-то давно у нас не было статей по истории России. Пора бы это исправить. Да, в конце августа выходил отрывок из "Назад на пятьсот лет", но то будущая книга, а я же молвлю вам об отдельных статьях. Что ж, не хотелось бы затягивать с началом, потому что этот момент весьма интересен. Говорю о том, который нам предстоит изучить с вами. Приступим.

Итак, младший сын царя Алексея Михайловича Тишайшего (годы правления: 1645-1676) родился от второго брака (с Натальей Кирилловной Нарышкиной). По сравнению со своими сводными братьями - Фёдором и Иваном он отличался крепким здоровьем, подвижностью, быстрым взрослением. Первые три с половиной года Пётр был балованием царской четы, в то время как дети царя от Марии Ильиничны Милославской оказались "отодвинуты" на второй план. Такое положение продолжалось до смерти царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1676 году.

После смерти Алексея Михайловича, что мы уже с вами разбирали в отдельной статье, не смерть, конечно, но сына Алексея Михайловича, престол унаследовал Фёдор Алексеевич.

Будучи крёстным отцом маленького Петра, Фёдор Алексеевич любил мальчика и заботился о его воспитании. По его поручению Петра с пятилетнего возраста должны были обучать грамоте. Первым его учителем и наставником стал дьяк Никита Зотов. С ним Пётр освоил азбуку и чтение по слогам, прочёл первые церковные книги и начал писать. По достижении десятилетнего возраста Пётр должен был начать изучение более сложных наук - грамматики, риторики, философии, истории, иностранных языков. Однако, за месяц до этого, в апреле 1682 года, Фёдор Алексеевич умер, и на этом обучение для Петра закончилось. Встал вопрос о престолонаследовании.

Фактически, новым правителем после Фёдора Алексеевича стал Голицын. Однако, это только фактически. На самом же деле, управляла государством в период двоецарствия, то есть в момент правления Петра и Ивана, но поскольку они были ещё несовершеннолетними, то не могли править, так как это нарушало бы сложившийся закон. И вот, пока они не достигли совершеннолетия, Софья подсказывала им то, что необходимо делать, а что говорить. Софья правила, опираясь на своего фаворита в лице Голицына. При Софье были подписаны выгодный Вечный мир с Польшей и первый русско-китайский договор - Нерчинский мир, который действовал до 1858 года. В 1687 и 1689 годах были проведены попытки под руководством Голицына походов на крымское ханство, но, хоть они и не имели большого значения, они смогли укрепить положение России в глазах союзников по Священной Лиге.

Очень рано Петра стали забавлять игрушки, и эти игрушки часто были военного характера. Он увлекался военным делом с детства. По расходным дворцовым книгам мы знаем, что для него изготавливали в придворных мастерских и покупали на рынках лук, деревянные оружия и пистолеты, барабаны, игрушечные знамёна.

Курс обучения начинали азбукой, продолжали чтением и изучением Часослова, Псалтыря, Апостольных деяний, Евангелия. Обучение письму шло позже чтения, но Пётр никогда не умел писать порядочным почерком.

Физически крепкий, активный, любознательный Пётр при участии дворцовых мастеров освоил оружейное, столярное, кузничное, часовое, топографическое ремёсла. Большое влияние на формирование его увлечений оказали учёные Бросс, Лондер, Лефорт, они являлись поначалу учителями в различных сферах, а в дальнейшем - его сподвижниками. Пётр с детства знал много иностранных языков.

В 1689 году Пётр женился, что сделало его совершеннолетним. В этом же году, получив ложное известие о нападении стрельцов на Преображенское, он бежал в Троице-Сергиев монастырь. Туда съезжались и его сторонники: бояре, служилые люди, потешные полки, патриарх Иоаким. Софья пыталась склонить Петра к мирному соглашению, но он был непреклонен. Софья была отправлена в монастырь. Пётр I и Иван стали царями, но Иван не занимался делами по управлению государством, через семь лет он умер. В 1696 году Пётр I стал единодержавным царём России.

Азовские походы показали Петру I необходимость создания флота, мощной артиллерии, а также убедили его в необходимости укрепления России на южных рубежах. Таким образом, целью Великого посольства являлась организация союза всех европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции.

Отправляясь в Европу инкогнито, Пётр сохранял истинное значение Великого посольства и это исключало нападение Турции на Россию, которая осталась без царя.

Великое посольство показало царю Пётру Алексеевичу, что главным направлением его внешней политики будет западным. В результате были найдены союзники в войне со Швецией, а не в войне с Турцией.

В 1700 году началась Северная война, причина которой являлась: необходимость вывоза продовольствия на кораблях, необходимость выхода моря в открытый океан, чтобы перевозить продовольствия. Наиболее удобно было Балтийское море.

Ладно, про Северную войну мы с вами говорили в статье про правителей. Поговорим лучше о других не менее важных событиях. Так вот, 1701 - год смены календаря. 27 мая 1703 года - Пётр пришёл в Петербургские земли. 1704-1721 года - формирование империи. Кстати, об этом можно поговорить и отдельно. 1725 год - открытие первой академии наук по плану Петра первого, но уже во время правления его жены - Екатерины I.

Ну, а на этом данная статья подошла к своему логическому завершению. Спасибо вам за то, что дочитали её до конца. Удачи вам, успехов и новых знаний.