Депутаты и сенаторы предлагают поправки в закон о мобилизации в части отсрочек
В чем отличие частичной мобилизации от полной? Законодательно, такого разграничения не было, но скоро это может измениться. Депутаты и сенаторы от ЛДПР внесли в Госдуму поправки, уточняющие параметры частичной мобилизации. Авторы предложили дополнить закон статьей, которая будет освобождать от нее несколько категорий граждан.
В пояснительной записке авторы отмечают, что ни в законе о мобилизации, ни в указе президента Владимира Путина о проведении частичной мобилизации не прописаны ее критерии. По их мнению, пока руководство страны лишь уточняет, что мобилизации подлежат те, кто состоит в запасе, проходил службу в рядах Вооруженных сил (ВС), имеет подходящую военно-учетную специальность и боевой опыт. При этом «на местах повестки стали направлять массово, пытаясь охватить как можно больше мужчин, включая тех, кто не служил и никогда не держал оружия в руках, многодетных отцов, людей с хроническими заболеваниями, лиц, вышедших из призывного возраста, студентов, ключевых компетентных работников, на которых держится бизнес».
Парламентарии предлагают на законодательном уровне предоставлять отсрочку:
▪️призывникам, имеющим воинские звания рядового и сержантского состава в возрасте старше 35 лет, звание младших офицеров – старше 50 лет, звание старших офицеров – старше 55 лет;
▪️имеющим на иждивении троих и более детей до 16 лет, ребенка-инвалида или отцам-одиночкам, воспитывающим хотя бы одного ребенка. ▪️единственному ребенку одинокого родителя, близкого родственника (сына или родного брата) ранее погибшего при исполнении или в результате получения увечий военнослужащего
▪️обучающихся впервые студентов по очной или очно-заочной форме в вузах с госаккредитацией.
Также в законопроекте оговорено, что граждане, не получившие повестку лично, должны иметь право выезжать за пределы России.
Ключевой пункт законопроектов не в дополнительных отсрочках, а в ограничении категории лиц, которых можно призвать при частичной мобилизации в принципе – это только те, кто служил. В настоящее время внесение поправок необходимо, поскольку правоприменители трактуют действующее законодательство по-разному. При этом законопроекты содержат неточности – например, ни один из них не разъясняет, кого можно считать гражданином, призванным на военную службу. Существует несколько позиций: лица, получившие повестку, или лица, явившиеся в военкомат, прошедшие медицинскую комиссию, в отношении которых вынесен приказ о направлении к месту несения службы. Этот вопрос важен для применения уголовного законодательства.
Принятие поправок, расширяющих перечень для получения отсрочки, – это единственная возможность избежать перегибов на местах. Ручной режим решения спорных ситуаций никому ничего не гарантирует. Действующий перечень для отсрочек довольно узкий. И поправки должны гарантировать, что если человека все-таки мобилизуют, то решение о его отзыве со службы будет принято оперативно.