Найти тему
Александр Дедушка

На кого, по св. б. Серафиму, больше всего имеют влияние нечистые духи? И причем здесь "пятая колонна"?

Оглавление
Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Увы, бесы – это «ребята» такого плана, что они просто не могут оставить в стороне ни одну из человеческих душ.

Это противоречит их бесовской природе. Никому из людей никогда и нигде не удавалось и не удастся избежать влияние бесов, или нечистых духов. Они перестали бы быть бесами, если бы забыли о людях и оставили их без своего внимания.

Если уж сам дьявол искушал безгрешного Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, что говорить о нас, грешных?

Нам, людям, особенно верующим людям, у которых есть возможность противодействия нечистым духам, нужно быть особенно внимательными к их воздействию.

Все святые в один голос утверждают, что самостоятельно, безо всякого участия с нашей стороны, без особого попущения на то Божьей воли, бесы ничего с нами поделать не могут.

И в этом великое благо для нас, но в то же время и большое предупреждение.

У нас есть возможность и средства противодействовать бесам, нужно только внимательно, как говорится, «изучить матчасть» - как в армии для успешной борьбы с противником нужно хорошо изучить его тактику.

Все начинается с нечистых и злых помышлений, которые дьявол и его приспешники стараются нам внушить в ум и сознание. И вот тут то и нужно быть во всеоружии, во всегдашнем бдении и полностью начеку.

Наш великий святой, батюшка Серафим, делает здесь особый акцент:

«Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим».

То есть отражать бесовские нападения нужно стараться еще на самом раннем этапе – когда злые помышления еще только стараются проникнуть в наши души.

Как защитники города на его станах стараются отразить внешние атаки штурмующих стены колон, так и мы должны бороться с бесами еще на подступах в «стенам» наших душ.

Но вот тут-то и возникает одна «засада». Увы – далеко все из нас на это способны. Более того, если сказать откровенно – никто.

Никто не способен спокойно отражать атаки внешнего противника, просто потому, что у него есть противник и внутри.

Как защитники города бывают поражены гораздо быстрее, когда на помощь штурмующим приходит предательская «пятая колонна» внутри города, так и мы находимся в точно таком же положении.

У нас у каждого внутри наших душ, за их стенами - есть эта предательская «пятая колонна». И она называется страстностью.

Да – это то самое первородное повреждение наших душ, которое мы наследуем через поколения людей от самого праотца Адама. Это то проклятие, которое получил, отпав от Бога, он сам – а за ним и все мы, его потомки.

Это то «родное», что бесы считают в нас «своим» и что они всеми силами стараются себе присвоить.

Бесы это прекрасно знают это наше с ними «свойство», поэтому всеми силами стараются пробудить и призвать к действию себе на помощь эту «пятую колонну».

Если их внешний штурм злыми побуждениями соединится с нашей внутренней страстностью – все! Конец! Пиши пропало!.. Мы разбиты, мы побеждены, мы пленены и находимся полностью под властью бесов.

Скажите, есть ли кто из нас, кто не бывал наголову разбит бесами?.. Увы, увы, увы, увы!.. Ни одного.

И это несмотря на всю нашу веру, на крещение, на добрые дела, на благодать Святого Духа!.. А почему?

Да потому что горды и самоуверенны! Потому что считаем себя «хорошими и достойными». Потому что полагаемся не на Бога, а на себя и забыли о «пятой колонне».

Мы постоянно о ней забываем, самоуверенно выходя на защитные стены для внешних атак, но постоянно сбрасываемся с этих стен атаками внутренними от той самой пресловутой «пятой колонны» наших страстей.

Но… Не все еще так безнадежно. Неужели у нас нет никакого выхода? Никакого спасения от этой предательской «колонны» страстей, и нечистые духи имеют полную власть над нами?

Батюшка Серафим делает следующее очень важное замечание:

«Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние; а к очистившимся от страстей приражается только со стороны, или внешне».

Очень важный тезис. Давайте его разберем.

Итак, все мы поражаемся «пятыми колонами» страстей, но в то же время различаемся по их внутренней силе. И эта предательская сила падает по мере нашего внутреннего очищения.

Всех нас по степени этой страстности можно разделить на несколько категорий.

У всех неверующих людей нет ни одного, даже малейшего шанса, остаться вне бесовского влияния. Они – полностью во власти бесов. Тут нет ни малейшего сомнения.

А вот среди верующих уже есть те, кто пытается бороться со страстями, но чаще всего бывает ими побежден. Их и имеет в виду батюшка Серафим под именем «страстных».

Собственно – это речь о большинстве из всех верующих, о большинстве из нас.

Да – это мы, кто бы там ни мнил о себе чего другого. Мы и есть – эти «страстные», которые постоянно поражаемся «пятой колонной» своих собственных страстей.

И нам очень далеко не только до святых, но и до, по словам батюшки Серафима, «очистившихся» - к которым бесы приражаются только со стороны и нападают лишь внешне.

Но в то же время есть и надежда когда-нибудь, пусть на закате жизни, к ним приблизиться.

То, что это есть путь абсолютного большинства верующих, еще раз подтверждает батюшка Серафим и еще раз дает нам утешительное поучение:

«Человеку в младых летах можно ли не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей».

Увы – практически никому из нас не удавалось затушить эту «искру» в самом начале.

Мы не задуваем ее, а наоборот – раздуваем и распаляем, и она горит в нас непотухающим «синим пламенем», тем самым «вечным огнем», который только ждет внешнего воздействия, чтобы воспламениться неудержимым пожаром.

Бесам остается только чиркнуть снаружи «спичкой» злого, гнилого, нечистого плотского помышления. И – все!..

И больше ничего делать не надо. Мы уже пылаем и чадим невыносимым смрадом разгоревшихся страстей.

А пенять – только на самого себя.

Ибо каждый из нас и есть тот самый «страстный», на которого и имеют больше всего влияния нечистые духи.