840 подписчиков

Как гаджеты влияют на развитие детей?

181 прочитал
Разговор о гаджетах возникает практически на каждой диагностике по вопросу отсутствия речи у ребенка.
Разговор о гаджетах возникает практически на каждой диагностике по вопросу отсутствия речи у ребенка.

В процессе сбора информации выясняется, что ребенок неограниченно смотрит гаджеты, или играет, или ест под мультики, или… можете придумать свой вариант.

Если коротко, то я искренне считаю, что до пяти лет ребенку, в принципе, не нужен ни планшет, ни телефон.

Согласно рекомендациям ВОЗ детям до трех лет не стоит вообще смотреть гаджеты. Неужели мы не сможем создать для ребенка настолько увлекательную среду, что о гаджетах и мыслей не возникнет? По сути это вопрос нашей с вами самоорганизации и лени. Ведь для того, чтобы ребенку было интересно без телефона, придется приложить некоторые усилия. Но это тема для другого разговора.

Чем же так вредны гаджеты?

Первая опасность кроется в количестве времени, проведенного за гаджетами. В случае, если у вас дома установлены лимиты на игры в планшете, просмотры мультфильмов, то ничего пагубного не произойдет. Просто времени не хватит на разрушающие процессы.

Напомню, что детям дошкольного возраста можно смотреть мультфильмы не более 15-20 минут в день суммарно.

Если время, проведенное с гаджетом, вписывается в эти рамки, то для беспокойства поводов нет.

Следующая опасность в замещении гаджетом игровой предметной деятельности. Наибольший вред это причинит в возрасте до трех лет. Все дело в особенностях развития психики и мозга ребенка. До трех лет у детей наглядно-действенный тип мышления. Это значит, что ребенок учится исключительно через взаимодействие с окружающими предметами.

Наверняка, вы замечали, что младенца привлекают больше движущиеся предметы?! Примерно в один год ребенок переходит в активную моторную стадию развития, и стремится все вытащить, открыть, бросить, подвинуть.

Это и есть развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-действенного мышления. Тогда о каком мышлении идет речь, если ребенок смотрит подолгу на плоское, пусть и динамичное, изображение? Получается так, что вместо того, чтобы в эти часы ползать, тянуть, ковырять, ставить, в общем быть в деятельности, ребенок сидит без движения и не создает произвольных инициативных движений. Тем самым теряя драгоценное время, нужное для развития необходимых по возрасту навыков: конструктивное и пространственное мышление, обращенная речь, улучшение зрительно-моторной координации.

Третья опасность в демотивации к игровой деятельности. В норме ребенка не нужно мотивировать к игре. Дети, которые постоянно находятся в среде, насыщенной разнообразными стимулами – игрушками, предметами, звуками, с легкостью начинают игру с любым предметом. Будь это игрушечный мишка, или пустая коробка. Ребенок с нарушением игровой мотивации не сможет сам начать игру, и ему понадобится помощь взрослого.

Демотивацию легко порождают гаджеты. Каким образом? Сначала давайте выясним, что получает ребенок от простой предметной игры. Например, от игры с мячиком.

Вот ребенок увидел мячик. Пошел за ним, взобрался на стульчик, чтобы достать, и ура – он в его ручках. Обратите внимания, сколько действий стоит за простым желанием просто взять мяч. Вот ребенок держит мячик, и очень доволен. И мозг его тоже доволен, ведь он отдавал команды телу, преодолевал препятствия, а теперь время получить награду – гормоны удовольствия, дофамины. Дальше игра, можно кидать, катить, бить мячик, и за каждый успех мозг снова будет награждать себя удовольствием.

С игрой все понятно. А если ребенок все это время провел в гаджете, нажимая только одну кнопочку, чтобы получить все то же самое? Зачем в таком случае напрягаться больше, делать больше, если можно включить кнопочкой мамин телефон и также быть довольным? Вот и наша демотивация.

Глядя на то, какие позы принимают дети, играя в телефоне, очевидно задумаешься о вреде гаджетов на здоровье. Классическая поза ребенка, который смотрит мультики на телефоне родителей: сидя, телефон на ногах, или между на стуле, шея согнута, голова смотрит вниз. В таком положении ребенок может провести около часа. В подобных статичных положениях нарушается кровоток и ухудшается осанка.

Развивается «тоннельное» зрение. Ребенок постоянно сидит и смотрит в телефон и привыкает к тому, что самое важное происходит в маленьком окошке впереди. То есть ему становится недоступным для восприятия поле, которое за рамками окошка.

Боковое зрение не развивается, а глазные мышцы просто утрачивают такую способность, и мозг соответственно тоже перестает воспринимать зрительную информации вне этого тоннеля, размером с гаджет.

Таких детей все больше я встречаю в возрасте 5-6 лет, на занятиях по подготовке к школе. Выполняя задания на плоскости всего стола, такой ребенок либо не заметит нужную деталь, либо начнет крутиться всем телом в поисках, вместо простых движений глазами по всей плоскости.

И последняя опасность – это нарушение детско-родительских отношений. Ребенок погружается в виртуальную реальность мультфильма, игры, упуская возможность общения со своей семьей, своими самыми близкими людьми. Постепенно значимость игры с гаджетами так возрастает, что приводит к зависимости, и выбирая между игрой с родителями и гаджетом, ребенок с зависимостью теперь выберет гаджет.

Конечно, в реальной жизни бывает очень не просто контролировать времяпровождение ребенка за гаджетом. И зачастую, ради 10-ти минут тишины, мама готова включить ребенку что угодно и дать любой предмет, который он попросит. Но я очень рассчитываю, что после прочтения этой статьи вы будете более вдумчивыми, когда дело дойдет до игр и использования гаджета вашим ребенком.

Если моя статья была вам полезна, буду очень благодарна, если вы поставите лайк или поделитесь публикацией в социальных сетях. Ваша подписка на мой канал позволит вам не пропустить новые, интересные и полезные видео и статьи.

https://dzen.ru/karinasmith_kids

#гаджеты #дети #зависимостьоттелефона

Другие полезные статьи: