Найти тему
Книжное Королевство

Печать до печати: ксилография, офорт, лубок

Один предприимчивый немец, о котором у меня уже есть пост, дал толчок развитию примерно всего. Но и до Гутенберга мир не сидел с видом, мол, у меня лапки, а пытался усовершенствовать процесс печати, каждая часть света по своему.

Предтечей печатного станка является ксилография (от «ксило» — дерево). Вручную мастер вырезал на бруске выпуклую гравюру и делал ей на пергаменте или бумаге оттиск. Изображение получалось зеркальным. Что было дольше: рисование с нуля или создание «штампа» — очень интересный вопрос.

Ксилография как техника зародилась примерно в VI веке в Древнем Китае и быстро растеклась практически по всей Азии. Самая древняя из сохранившихся гравюр (по совместительству самый древний текст, выполненный в этой технике) — буддийский текст «Алмазная сутра». Датируется 868 годом, сейчас содержится в архиве Британской библиотеки.

-2

До Европы ксилография добралась веку эдак к тринадцатому, когда итальянцы научились делать бумагу. Вскоре ей на замену пришёл станок Гутенберга, и гравюру стали использовать для создания иллюстраций к книгам, а не для печати. У европейской ксилографии была и цветная модификация, но о ней мне особо нечего сказать.

К XVI вручную вырезать фигуры европейцам начало надоедать, и они придумали технику офорта (от eau forte — «сильная вода», т. е. азотная кислота). Металлическую пластину покрывали устойчивым к кислоте лаком, затем иглой процарапывали контур будущего изображения и помещали в кислоту. Там, где слой лака был снят, оставалось углубление. Этот процесс — травление — можно было повторять до бесконечности, добиваясь нужно градации тонов. Занятие, как нетрудно догадаться, токсичное и местами опасное. Офортом причастились Харменс Рембрандт, Альбрехт Дюрер, Франсиско Гойя и даже Сальвадор Дали.

Так как тема изобразительного искусства — поле для меня минное, все искусствоведы и художники приглашаются в комментарии для пояснений.

В Русском царстве тоже был свой ответ Чемберлену. Назывался лубок, и его главным отличием от ксилографии являлось последующее раскрашивание гравюры вручную. Получалось ярко и красиво. К тому же, лубки часто шли рука об руку с фольклором и иными текстами.

-3

Всё, что с ксилографией происходило между/после, — с книгопечатаньем практически не связано. Оставлю вам для финала вот эту гравюру Томаса Бьюика в «История Британских птиц» — жанр получил второе дыхание в XIX-XX веках.

-4

Вам нравятся гравюры как вид искусства? Есть любимые?