Николай Рерих увлекался славянской историей, оформлял театральные постановки и написал больше двух тысяч изображений Гималаев. Ко дню рождения художника вспоминаем основные мотивы его живописи.
«Плавали ладьи варяжские…»: славянская история
Художник с детства интересовался русской историей и археологией, записывал народные сказания и былины родной земли. Повзрослев, он предпринял большое путешествие по России, чтобы познакомиться с памятниками старины, в том числе проплыл часть водного пути из варяг
в греки в окрестностях Новгорода. Эта поездка навсегда определила его увлечение древнерусской историей, став основой серии полотен «Начало Руси. Славяне», многочисленных изображений святых и сцен
из славянского эпоса.
Картина «Заморские гости» передает ощущения художника во время того памятного плавания: «Чудно и страшно сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву…». Благодаря звучности цвета и законченности линий картина напоминает фреску. Ветер надувает паруса, город на холмах у горизонта залит закатным светом, и радостно со провождает расписные струги стая белых чаек.
«Вот это краски! Вот это декорации!»: театральные работы
Увлечение славянской историей помогло Николаю Рериху в работе
над оформлением театральных постановок в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Художник создал декорации к сцене «Половецкие пляски»
из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина и «Псковитянке» Николая Римского-Корсакова, сумев передать исторически точную атмосферу далеких времен. Пригодилось и глубокое знание древнерусской архитектуры — в представлении на сцене соборов и городских стен Путивля.
В «Половецком стане» Рерих, благодаря соединению в пейзаже трех природных стихий — неба, земли и воды, — а также ритму линий, создает удивительное ощущение простора выжженных солнцем степей. Колорит декораций подчеркивает динамику сцены, эмоционально усиливая рисунок дикого танца как выражения буйного стихийного начала кочевого народа. Успех постановки во многом был связан именно с наполненными жизненной силой декорациями — «Пляски» в оформлении Рериха шли
в Париже 20 лет.
Не менее известны и декорации к балету Игоря Стравинского «Весна священная», в основу которого легла стилизация народного обряда, переданного как музыкальная стихия. Примечательно, что Рерих работал не только над оформлением и костюмами к постановке, но и стал соавтором либретто.
«Знамена Востока»: великие учителя человечества
Наряду с древнерусской тематикой Рерих с начала 1905 года увлекается восточными мотивами: изучает философию, коллекционирует предметы японского искусства, путешествует и пишет очерки об Индии и Японии.
К этому периоду относятся картины на индийские мотивы «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства».
Позже во время центральноазиатской экспедиции художник создает серию картин «Знамена Востока». В ее основе — изображения учителей человечества, основателей мировых религий, святых и философов. Рериху была не чужда идея единства основ всех духовных учений. На его картинах — Будда и Магомет, Конфуций и Моисей, Миларепа и Христос, Сергий Строитель и Падмасамбхава. «Знамена Востока» — своеобразный живописный иконостас, объединенный вокруг Матери Мира.
«Мастер гор»: дыхание Гималаев и поиски Шамбалы
Гималаи неудержимо манили художника, и с 1935 года Рерих навсегда обосновался в Индии, в долине Кулу. Этот период необыкновенно плодотворен: за 12 лет художник написал больше тысячи картин, среди которых серии «Шамбала», «Чингисхан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы». За изумительное мастерство в изображении природы величественных Гималаев критики называли Рериха «мастером гор».
Пожалуй, ни один другой художник не смог так передать уходящие вдаль цепи неприступных гор, закаты и рассветы, хребты и долины, все мироощущение и неторопливость времени в самых высоких горах Земли. Однажды увидев рериховские горы, их не забудешь никогда — как
и Гималаи, до конца жизни вдохновлявшие великого ученого, философа
и исследователя мира Николая Рериха.
Для справки:
Поближе познакомиться с творчеством художника и увидеть завораживающие изображения гор или эпические полотна Древней Руси можно в художественных музеях страны, например Третьяковской галерее или Русском музее. Банк ВТБ поддерживает развитие этих институций
и совместно организует множество выставок и мероприятий.