МТС купил контрольный пакет в Навителе, одном из старейших российских картографических игроков. Говорят, купили по дешевке, отдав не больше миллиарда рублей.
История не столь однозначная, как пытаются ее представить наши молодые коллеги. Возможно, мы и стары, как известно что мамонта, но зато это позволяет сложить два и два и с большей степенью вероятности рассуждать – а зачем все это МТС?
Смотрите, мало кто помнит, но в 2019 году МТС начал продавать автомобильную информационно-развлекательную систему. Это была разработка Яндекса для автомобилей, предлагалось деинсталировать штатную систему и заменить ее поделием Яндекса. Причем тут МТС? Притом, что к ней цеплялся модем МТС. Собственно, на этом коллаборация и заканчивалась. Если пройтись на сайт подразделения МТС Авто, то можно даже попытаться заказать себе этот комплект.
Проблема Яндекс Авто заключалась в том, что автовладельцам предлагалось избавляться от штатной системы. И если на старых моделях авто это в принципе было оправдано (ну зачем вам CD-плеер?), то практически все новые авто последних лет оснащаются системами совместимыми с Android Auto и Car Play. Это позволяет подключать к автомобилю смартфон, откуда берется интернет-трафик и приложения. Удобно? Не то слово. И никаких костылей типа модема в бардачке и сверления отверстий для проводов. При этом приложения в Android Auto и Car Play есть на любой вкус. Хочешь – включай навигацию от Яндекса, хочешь – от 2gis. В Яндекс Авто в свою очередь никакого выбора не предоставлялось – вот тебе карты и музыка от Яндекса, и все, ни в чем себе не отказывай.
Возможно именно по этой причине от Яндекса откажется и МТС. Все выглядит логично – оператор отчаянно пытается собрать собственный флэш рояль (хотя пока на руках максимум тройка), скупая за недорого активы на рынке. Картографический сервис – ключевой компонент автомобильной экосистемы. Так что не удивимся, если в обозримом будущем от коллаборации с Яндекс Авто откажутся полностью.
Но хватит об МТС. Давайте о Навител. У этой компании было два основных источника дохода. Первый – лицензионные отчисления от автопроизводителей, один Hyundai давал серьезный доход. В штатной системе там стоял как раз Навител. Второй источник – продажа навигаторов, но этот сегмент сдох сам собой довольно давно, ибо никто уже не покупает эти шайтан-машинки, пользуясь либо смартфоном, либо штатной системой (читай выше про Android Auto и Car Play).
Ну а в последние полгода стало понятно, что денег Навителу больше брать неоткуда. Потому выход был только один – продаваться. И МТС, надо признать, не самый плохой вариант.
Хотя решительно непонятно – появится ли МТС Авто в том же формате, что попробовал Яндекс Авто? Как по нам, это тупиковая ветвь. Надо строить собственную платформу, открытую для всех, а не конкретной экосистеме. Владельцы автомобилей – самая консервативная аудитория, к экспериментам решительно не готовая. А для чего МТС еще понадобился стагнирующий и откровенно аутсайдерский сервис картографии – загадка, достойная Пуаро.
Каждый ваш лайк и подписка помогают нам увеличить аудиторию и создавать еще больше достоверного и интересного контента.