На закрытой встрече с читателями израильский автор Майк Омер ответил на самые интересные вопросы. Рассказал о новых проектах, с кем из своих персонажей встретился бы в реальной жизни, какие книги читает…
В общем, с разрешения организаторов, делюсь с вами самым интересным.
- Есть ли писатель, которым вы вдохновляетесь вообще и в жанре детектив/триллер?
- Мой учитель и вдохновитель – Эд Макбейн, он пишет мистические романы. И это был первый раз, когда я читал произведения автора, который пишет мистику с юмором. Это меня вдохновило, заставило испытать восторг и помогло мне писать.
А что касается детективщиков – это Тана Френч. Читая ее я сам стал писать лучше.
- Планируете ли вы писать истории в других жанрах?
- Да. У меня есть такие планы. Прямо сейчас я занят написанием мистических триллеров. Это будут отдельные книги. Без серии. И после этого я планирую заняться написанием фэнтази, книг YA или, может быть, историй для подростков старшего возраста.
- Есть ли персонаж в ваших книгах, который раздражает лично вас?
- Обычно, я пишу свои книги так, чтобы мои персонажи меня самого не раздражали. Даже если я описываю убийц, я прописываю причины, по которым они совершают убийства, их мотивы так, чтобы мне было это интересно, а не раздражало.
Но сейчас я пишу роман без серии и там убийца меня раздражает. Наверно, такое произошло впервые и мне кажется, не так надо работать.
- Кто вдохновил вас на написание Зои?
- Как вы знаете, «Гленмор-парк» это цикл, который я написал до цикла о Зои. И в первом романе я хотел написать его о полиции. А потом приятель познакомил меня в штатах с шефом полиции, у которого я спросил: «Могут ли преступления, совершенные серийным убийцей, расследоваться без привлечения ФБР?» Ведь я понятия не имел, как работает ФБР, чем именно занимаются профайлеры и как работают. И он ответил мне, что это совершенно невозможно. В делах, где есть серийный убийца, всегда принимают участие ФБР и профайлеры.
Поэтому я вышел из положения следующим образом. Я решил создать раздражающего всех персонажа, который появлялся везде и бесил своим умничанием, сложными способами расследования всех вокруг и исчезал. Но как только я создал Зои с ее пронзительным взглядом и прямой, резкой манерой говорить с людьми, я понял, что она не может быть второстепенным персонажем. Я буквально влюбился в нее.
А после того, как роман был написан, люди стали задавать мне вопросы о том, собираюсь ли я написать роман о Зои, как отдельном персонаже? Так что, я буквально своими руками сотворил монстра.
- Увидим ли мы еще Зои Бентли? Как скоро это будет?
- Сейчас я работаю над новой трилогией и часть ее уже находится в переводе у Эксмо…
Новая серия будет посвящена переговорщику. Девушке, которая занимается переговорами с террористами, которые берут в заложники людей. Ее зовут Эбби Маллоун. И в третьей книге будет кроссовер с историей Зои Бентли. Там у нее будет значительная роль, которая влияет на развязку.
-Когда будет раскрыто дело дальнобойщиков, о котором упоминается в первой книге цикла о Зои «Внутри убийцы»?
- На самом деле, дело было раскрыто между первой и второй книгами. Просто я об этом не сказал. В сцене, когда она сидит с сестрой за ужином и у нее происходит «щелчок» и она понимает в чем дело. После этого ей было легко раскрыть оставшиеся детали. Проблема только в том, что я этого нигде не прописал.
- Будет ли отдельная книга про Тейтума Грея?
- Нет. Тейтум - контрбаланс для Зои. Они друг друга уравновешивают. Он не работает в отрыве от Зои, только вместе с ней он вписывается в историю. Один он ее не вывезет.
- Какие чувства вы испытали, когда проснулись и поняли, что продажи ваших книг обогнали продажи книг таких мастадонтов, как С. Кинг и Дж.Роулинг?
- Очевидно, это был очень хороший день! Я в принципе уже знал, когда книгу отправили в издательство, что ее ждет успех. Потому что была большая компания по продвижению. И в теории тоже быдло понятно, что продажи будут хорошие.
Но я не ожидал такого успеха. Когда книга оказалась в топе и держалась там много дней. Это ощущение эйфории. Я все время ходил с улыбкой на лице.
- Как вам российские обложки ваших книг?
- Мне они очень нравятся. Особенно у книг «Внутри убийцы» и «Заживо в темноте». Это лучшие обложки из всех изданных книг вообще.
- Как вы прописываете неожиданные повороты в книгах? И как их придумываете?
- Обычно, это занимает много времени. И когда я начинаю новую книгу, как правило, у меня есть идея интересного сюжетного поворота (хотя бы сырая). Если нет, то я не могу начать писать, мне не хватает материала чтобы начать работу над книгой. Но в принципе, нужно, как минимум, два или три таких поворота для одной книги. Их не всегда легко найти. Поэтому я постоянно думаю об этом, постоянно ищу. Это занимает очень много времени. Я думаю об этом все время, а потом идея приходит ко мне.
Здесь поясню. Эти внезапные повороты - это не всегда сюжетный трюк. Когда я пишу книгу, я уже знаю, кто убийца и отталкиваясь от этого знания формирую сюжет. А потом я поворачиваю факты и точки зрения таким образом, что читатель не всегда видит, куда я веду. Я отвлекаю его внимание на другие вещи. Поэтому, иногда, такие твисты складываются из способа писать композиции.
- Какие эмоции вы испытываете при написании книги? Какая должна быть обстановка?
- Если я пишу, то главное – это закрытая дверь. Мне нужно работать в тишине и с закрытой дверью. Что касается эмоций, то, как только я погружаюсь в роман – это может быть восторг или страх, грусть… другие эмоции, которые испытывают мои персонажи. В общем, я испытываю все то, что испытывают мои герои. Это, конечно бывает не постоянно, а эпизодически. Но я всегда очень рад, когда смог испугать самого себя или создать какое-то напряжение для себя. Я это ощущаю, как большую победу.
- Есть ли прототип у персонажей и конкретно у Эбби Марлон?
- Я никогда не писал своих персонажей, основываясь на каком-то реальном человеке или другом выдуманном персонаже. Обычно я беру что-то от реальных людей, их черты и смешиваю их вместе. Но никогда это не был один человек.
- Самый сложный персонаж?
- Эбби Марлон. Она - переговорщик и очень трудно прописать эту профессию каким-то необычным и захватывающим для читателя способом. Потому что большая часть ее работы – слушать другого человека. И сделать моменты переговоров по-настоящему захватывающими для читателя очень сложно. В основном это диалоги типа: «Расскажите мне об этом больше…» И если писать в таком духе, то ты рискуешь очень быстро потерять интерес читателя. Поэтому в этом смысле было очень тяжело писать именно про Эбби.
- Какие исследования вы проводите перед написанием книги?
- Все зависит от того, какую книгу я пишу. Когда я работал над книгами о Зои, я изучал, как работают профайлеры. Я покупал книги, слушал интервью с профайлерами. Сейчас, когда я пишу про Эбби, а она – переговорщик, я купил книги про переговорщиков, которые общаются с террористами, читал биографии и тд.
Мне очень важно, чтобы все было похоже на правду. Правильно изобразить все эти профессии и процесс их работ. Я не хочу, чтобы это в результате оказалось ерундой. Моя цель, чтобы тот человек, про чью профессию я пишу, взяв в руки книгу сказал, что это не совсем так, но близко к правде, к тому, как это на самом деле все происходит. Поэтому иногда я трачу очень много времени на исследования перед тем, как сесть за написание книги.
- Топ-3 книги Майка?
- Эд Макбейн «Лед», Тана Френч «Сходство», Джеймс Клавелл «Сёгун».
- Читаете ли вы отзывы читателей о своих книгах? Чем они вам помогли?
- Я все время читаю отзывы. И хорошие, и плохие. И меня они не обижают и не раздражают. Не могу сказать, что это помогло мне писать лучше, но это помогло мне понять, что раздражает читателей, что им не нравится. И в целом, я читаю отзывы именно для того, чтобы как можно меньше раздражать своих читателей.
- Вы – многодетный отец. Как получается совмещать личную жизнь и написание книг?
- Это не всегда просто. Но очень помогает закрытая дверь.
Обычно я пишу, когда они в школе. А когда они были помладше, я просыпался в 5 утра для того, чтобы выкроить хоть часок на написание книги.
- Как вы потратили ваш первый гонорар?
- Я не очень хорошо распоряжаюсь деньгами. Поэтому один из первых гонораров потратил на то, чтобы закрыть кредит в банке. А первый большой - на переезд и реконструкцию заднего двора.
- Почему у вас так много женских персонажей?
- Во-первых, я лучше пишу женские персонажи. Во-вторых – мужчины скучные, потому что должны быть жесткими и непробиваемыми, они мало показывают эмоций. У женских персонажей больше эмоций, больше свободы и я их хорошо чувствую.
- С кем из своих персонажей встретились бы в реальной жизни?
С Марвином – это дедушка Тейтума. Самый приятный и прикольный из всех, о ком я написал. И с ним классно можно было бы провести время.
- Хотели бы написать книгу в соавторстве? И кто бы это был?
- У меня уже есть такой опыт. Я написал серию из четырех книг в соавторстве с Т. Н. Кроуфодром (речь о цикле «Темный фейри из ФБР»). Эти книги переведены на русский, и это был отличный опыт.
Сейчас я бы хотел написать книгу в соавторстве с Таной Френч.
- Вы слушаете аудиокнига?
- Да, я люблю аудиокниги и часто их слушаю. Обычно, когда бегаю или за рулем. Свои книги я слушал только в начале карьеры.
- Есть ли у вас мечта, чтобы вашу книгу озвучил конкретный человек (звезда, блогер)?
- Я никогда не думал об этом. Я слышал кусочки озвучки своей книги на русском и на английском… и там, и там люди делают свою работу профессионально.
Что касается знаменитостей. Мне кажется, в этом нет ничего интересного, ведь чтецы – это отдельная профессия и этим должны заниматься те, кто умеет это делать.
- Хотели бы вы приехать в Россию?
- Да, конечно. Но в настоящее время это не очень просто.