Найти тему

Как Лев Семёнович Выготский опередил своё время, связав психологию и педагогику

Лев Семёнович Выготский — известный психолог, имя которого знакомо каждому педагогу, лингвисту, филологу, психологу, дефектологу и представителям многих других профессий. Новаторство Выготского и его вклад в отечественную педагогику трудно переоценить, так как его идеи опередили своё время.

В этой статье мы расскажем, в чём заключаются основные педагогические идеи Льва Семёновича Выготского и как они влияют на современное образование.

Что такое педология

Именно благодаря трудам Выготского у нас есть знания по педологии — направлению в педагогике, которое призвано объединить подходы разных наук к методикам развития ребёнка. Эта наука рассматривает ребёнка с точки зрения биологии, психологии, антропологии, социологии, педагогики, медицины.

До работ Выготского считалось, что психологическое и социальное развитие ребёнка — не соотносящиеся друг с другом процессы. Выготский же выдвинул предположение, что социальная среда — важнейший источник не только социализации, но и развития личности, то есть психологического развития.

Так появился термин социальная ситуация развития«своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Для того чтобы развивать ребёнка, необходимо создавать правильное окружение — меняющееся, интересное и в полной мере развивающее.

-2

Зона ближайшего развития

Ещё одно важнейшее понятие в педагогике и психологии. Зона ближайшего развития (ЗБР) — это навыки, которые ребёнок не может освоить самостоятельно, но способен освоить с помощью взрослых. У каждого ребёнка ЗБР индивидуальна, как и индивидуальны его потребности обучения.

Основа концепции ЗБР — то, что обучение не всегда означает развитие. Если опираться только на то, что ребёнок способен освоить самостоятельно, обучение не будет для него развивающим, так как оно не учитывает то, чему он способен научиться, но не может сделать этого самостоятельно.

А развивающее обучение — обучение, учитывающее ЗБР. С помощью взрослого ребёнок может одновременно опираться на то, что уже умеет, и учиться новому.

Каким должно быть воспитание детей по Выготскому

Основа теории воспитания Выготского — самообучение, самовоспитание ребёнка. Именно деятельность ребёнка — основа воспитания. Но педагог или воспитатель при этом не пассивен: он активно помогает ребёнку в его начинаниях. Ведь, согласно теории о зоне ближайшего развития, ребёнок не может обучаться только самостоятельно, используя только те умения и навыки, которые у него уже сформированы, — новые умения так не сформируются.

-3

Как общение влияет на детей

Выготский исследовал не только педологию. Он славится выдающимися трудами в области психологии, лингвистики, педагогики, дефектологии. В некоторых его работах пересекаются подходы из разных наук, что делает находки Выготского ещё более ценными.

Одна из таких находок — влияние речи на мышление детей. В своем труде «Речь и мышление» Выготский рассматривал речь как знаковую систему, которая возникла в процессе развития человечества. Слова, жесты, интонации — всё это знаки, которые мы используем в общении.

По теории Выготского, дети в раннем возрасте употребляют слова «эмоционально», то есть не вкладывая в них конкретного значения, как это делают взрослые. По мере развития ребёнка и по мере того, как он общается, ребёнок постепенно вкладывает в слова конкретные смыслы. И если поощрять общение, если проявлять интерес к взаимодействию с ребёнком, то развитие мышления и речи будет происходить быстрее.

-4

Социализация особенных детей

Выготский разработал теорию, которая стала инновационной для коррекционной педагогики и которой специалисты придерживаются по сей день.

Цель работы с особенным ребёнком — именно социализация ребёнка, а не особенностей его развития.

Изучение заболевания, с которым столкнулся ребёнок, — задача других областей. А новый педагогический подход Выготского говорил: дефект не есть причина аномального развития ребёнка, это причина неправильной социализации.

И именно правильная социализация, упор на зону ближайшего развития ребёнка, на компенсаторные возможности организма — это основа коррекционной педагогики и сегодня.

***

Лев Семёнович Выготский — человек, который стал новатором во многих областях. Его труды изучают психологи и педагоги, чтобы разобраться в сложном устройстве развития психики. Именно благодаря ему у нас есть знания о том, как развивается психика ребёнка и как нужно его обучать.