Прочел, вернее прослушал мемуары Данелия "Кот ушел, а улыбка осталась". Совсем не прост этот дядька, прямо закон "Шредингера-Данелия" вывел. Это когда мы вспоминаем прошлое, которого уже нет и у нас возникает внутренняя улыбка, время стерло боли и беды и память высветлила тонкую иронию, в которой снисходительность к себе и близким, ко времени и любовь ко всяким таким необязательным штучкам... И все уже прощено, отстирано и хорошего, почему-то больше.
И вот Данелия вдруг, никогда с ним близко не был знаком, книг его не читал, называет самым своим любимым фильмом "Амаркорд" Фредерико Феллини. А это и мой любимый фильм.
Амаркорд - это синтетическое слово, как бы аккорд любви, любви к своему прошлому, стране, людям. Домашней, той которая не нуждается в лозунгах, которая просто есть и ее не надо утверждать.
Амаркорд состоит из новелл, небольшеньких сюжетцов с одним кругом персонажей.
Время - фашистская Италия, начало технореволюции- этот многократно стыренный мотоциклист, гоняющий по улицам города как неуместная воняющая и орущая тарахтелка из Амаркорда(хотя бы Покровские ворота там стырено, можно конешно за цитату выдать... ) время прогулок всем городом по мостовой вечером, когда спадает жара, огромных женских сисек и задниц как идеала женственности и вокруг все такое ламповое.
Самый любимый мой сюжетец это сценка как дядю забирают из сумашедшего дома и везут на пикник. У дяди полные карманы камней в пиджаке.
-Дядя, ты зачем камней насобирал? -Красивые.
Дядя нескладный, тощий, высокий, брюки коротки, садится в бричку. - Папа, папа - дядя хочет пипи. Бричка останавливается и отец семейства вместе с сыном отходят в поле сделать пипи. Кадр со спины.
Со спины видно как один мужчина манипулирует с ширинкой, стоит в позе "подержу чтобы не обрызгаться", а другой стоит вертикально и делает потом ногами дрыг, дрыг... Папа, Папа, а дядя в штаны нассал!
Едут дальше - накрывают стол... Дядя исчезает.
Он забирается на огромное дерево в чистом поле и начинает орать на весь белый свет, воздев руки к небу. Я ХОЧУ ЖЕНЩИНУУУ!!! И периодически так кричит. До вечера. Над полями, над лесами летит этот зов.
- Нет, я не могу больше этого слышать - говорит глава семьи и по лестнице пытается подняться чтобы снять дядю. И... получает камнем по башке. И до вечера все получают камнем по башке кто на эту лестницу пытается забраться. Вот для чего камни. А доктор с такой серьезной миной утверждал, сейчас ему намного лучше)) К вечеру привозят монашку карлицу и она снимает этого дядю, он же покорно следует за ней.
Но там в другом сюжете есть женский персонаж, тоже безумный, это съехавшая на сексуальной почве красивая молодая женщина, близко похожая на нашу Терехову, которая приходит на стройку чтобы соблазнить кого- нибудь...
И вся эта киноживопись с колоритными яркими "нормальными" персонажами как бы заключена в трагитраурную рамку из этих двух анормальных.
И вот что подумалось с этой социальной жизнью - все кто напрямую выражает свои естественные желания - у нас сумасшедшие, а все кто вытанцовывает безумные многоходовые экивоки - нормальные. А должно быть наоборот....
Там много еще всего... Я примерно раз в год под особое настроение, с бокальчиком вина его пересматриваю.... Такой вот аккорд любви.
Еще там обалденная сцена скандала в семействе, когда мать кричит --- "я вам всем стрихнину в суп насыплю" - итальянские страсти во всей красе... ее я пересказывать не буду, кому интересно тот посмотрит. Фильм - гениален. А уж финальный павлин, распускающий хвост на свежевыпавшем снеге, это оптическая катастрофа незаметно переходящая в оргазм.
Остался вопрос? Почему премия. Отвечаю. Когда Параджанов сидел в тюрьме, он из фольги от крышек от бутылок молока прессовал медальки и на них выдавливал барельефы. Один такой попал к Феллини. Его отлили из серебра и сделали главным призом кинофестиваля Амаркорд. И когда Данелия привез на этот фестиваль свой очередной фильм, уже серьезно болевшего Феллини спросили - кому дать? Он сказал - дайте Данелия. - Так ты же фильм не видел. - Ну и что? Я видел "Не горюй".
Так Данелия стал лауреатом кинопремии Амаркорд.