Найти в Дзене
Хронопортация

Не командир и даже не наводчик: За какие заслуги обычный механик-водитель танка Т-34 стал Героем СССР

Оглавление

На войне, как и в спорте, также существуют свои рекорды и рекордсмены. Достигают их не на стадионах, а в безжалостных сражениях на суше и на большой воде. Только вот устанавливают их не ради славы, а чтобы выжить. И Великая Отечественная война в этом плане не является исключением из правил. В Красной армии тоже велся учет, кто и сколько вывел из строя боевой техники врага. Рекордсмен среди танкистов – Дмитрий Лавриненко, уничтоживший за полгода боев в 41-м 52 гитлеровских танка.

В списке танкистов-асов ВОВ меня всегда привлекал Витольд Михайлович Гинтовт. Его достижение уникально. Ведь в таблице лучших из лучших в основном обосновались командиры экипажей, очень редко наводчики, а он – механик-водитель. Однако воевал герой настолько хорошо, что не просто получил звезду Героя, а стал настоящей легендой.

Сельский комбайнёр.

Мастер танкового боя В. М. Гинтовт.
Мастер танкового боя В. М. Гинтовт.

Будущий воин появился на свет в марте 1922 г. в деревне Слободщина Минской губернии. Себя он считал белорусом по национальности, хоть и происходил из древнего литовского рода князей. Один из его предков – генерал Людвиг Гинтовт принимал участие в походах Александра Суворова и отличился в войне 1812 года. Но со временем род обеднел, а отец и мать мальчика были крестьянами, пахали землю и выращивали хлеб.

Пошел по стопам родителей и Витольд. Он окончил 7 классов, затем курсы механизаторов и с 16 лет работал комбайнером в колхозе, ведь тогда люди взрослели рано. В 1940 г. молодого человека призвали в армию, где его направили учиться на танкиста в полковую школу.

Мастер танкового боя.

На фронт литовский белорус попал в декабре 1941 г., когда Красная армия уже перешла в наступление под Москвой. Однако по-прежнему танков у фашистов было значительно больше. Своё мастерство управления Т-34 Гинтовт продемонстрировал в первом же бою в районе деревни Рябиновка. Там его экипаж вступил в неравный поединок с ротой немецких Т-2 и Т-3. Но механик-водитель так умело маневрировал, подставляя под выстрелы лобовую броню, что фашистские снаряды повредить машину не смогли.

В тот день экипаж Т-34 уничтожил около 10 танков и броневиков. Подвиг Гинтовта был отмечен в листовке, которую напечатали во фронтовой типографии. В ней говорилось, что в Т-34 попало 17 снарядов, но экипаж смог выжить, благодаря мастерству и мужеству своего механика-водителя.

Бойцы 45-й гвардейской ТБр. Третий слева – герой текущей статьи.
Бойцы 45-й гвардейской ТБр. Третий слева – герой текущей статьи.

В январе 1942 г. Витольд снова чудом остался в живых. Его Т-34 и взвод пехоты оборонял стратегически важную высоту, и их атаковали 12 вражеских "стальных монстров". Благодаря умелым маневрам водителя, легкие и средние танки фашистов опять не смогли пробить броню. Ну а наш экипаж уничтожил два Т-3, даже несмотря на то, что вражеский снаряд угодил в орудие советской машины и его повредил.

Т-34 остался без артиллерии и начал пятиться задним ходом, но после очередного попадания снаряда заглох. Немцы окружили беззащитный танк и начали стучать по броне, глумливо предлагая сдаться. В ответ стрелок-радист открыл люк и бросил две гранаты. Тогда фашисты накинули на машину брезент, облили её бензином и подожгли. Всё это время механик-водитель пытался запустить мотор и его усилия увенчались успехом. Т-34 взревел как раненый зверь, протаранил перекрывший дорогу Т-3, сбросил горящее покрывало и развил максимальную скорость. К сожалению, пущенный вдогонку фашистский снаряд, пробил кормовую броню. Выжил лишь один Витольд и раненый сумел доехать до своих.

Герой Советского Союза.

В сражении под Курском 200-я ТБр., в которой воевал Витольд, обороняла позиции у села Верхопенье. Именно там 8-го и 9-го июля фашисты нанесли главный удар на южном, Обояньском направлении. Бригада входила в состав 1-й ТА Катукова, который широко использовал тактику засад. Вот и тут наши танки врыли в землю, оборудовав капониры на высотках. Село атаковало 30 боевых машин. Немцы не заметили роту наших Т-34, прошли мимо, подставив борта, за что и поплатились. За два дня боев экипаж Гинтовта уничтожил 3 немецких танка, самоходку и 4 орудия (их водитель раздавил гусеницами).

Красноармейцы и трофейная PzKpfw V Panther ("Пантера"), фото 1944 г.
Красноармейцы и трофейная PzKpfw V Panther ("Пантера"), фото 1944 г.

В январе 1944 г. танк Витольда в составе роты перерезал ж/д Винница – Жмеринка, ликвидировал эшелон с 400 фашистами и удерживал железную дорогу 4 дня. С 23 декабря 43-го по 18 января 44-го года храбрый экипаж уничтожил 3 "Тигра", 12 танков Т-4, 19 орудий, 45 грузовиков и 160 нацистов. За это в апреле 1944 г. Витольд Михайлович был награжден звездой Героя.

Отличился отважный мехвод и при взятии города Гусятин. 23 марта его танк в составе роты захватил ж/д станцию, блокировав на ней 3 эшелона с военной техникой, боеприпасами и продовольствием. Затем советские танкисты сутки отражали натиск фашистов. Причем экипаж разделился на две части, так как Гинтовт с наводчиком пересели на "Пантеру", что удалось захватить на железнодорожной станции у гитлеровцев.

В районе реки Днестр танковый батальон ликвидировал окруженную группировку врага. Немцам не удалось выйти из котла, однако батальон РККА понес очень серьёзные потери. Из 31 танка осталось лишь 3. В том числе и Т-34 Гинтовта, который уцелел за счет его умения маневрировать и уходить от снарядов. Позже доблестный экипаж первым пересечет границу Румынии и дальше будет воевать героически и умело. Войну Витольд закончит в Берлине, где поставит свою скромную подпись на Рейхстаге.

Заключение.

Второй справа – Герой Советского Союза В. М. Гинтовт 1944 г.
Второй справа – Герой Советского Союза В. М. Гинтовт 1944 г.

Всего в годы войны на счету экипажей Витольда Михайловича 21 немецкий танк. Это официально, а в реальности их намного больше. 2 танка были захвачены красноармейцами в бою (один из них - грозная "Пантера"). Также бойцами были уничтожены: 27 орудий, 85 автомашин и более 300 гитлеровцев. Кроме звезды Героя Гинтовт был награжден тремя орденами. Бесспорно, что герой повествования - один из лучших механиков-водителей среди советских танкистов в годы войны, если не самый лучший из них!

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.