Найти тему

Необычные дома Москвы: Дом Лансере в Милютинском переулке

722 прочитали
Милютинский переулок, 20/2, строение 1
Милютинский переулок, 20/2, строение 1

Здание, расположенное на углу Боброва и Милютинского переулков, называют памятником социальных катаклизмов. Все потому, что долгострой, начатый до революции, заканчивали несколько десятилетий уже в советскую эпоху. Сегодня в нашей постоянной рубрике дом по адресу: Милютинский переулок, 20/2, строение 1.

Огневая точка на верхотуре помогла в считанные часы захватить здание Центральной телефонной станции.
Огневая точка на верхотуре помогла в считанные часы захватить здание Центральной телефонной станции.

Доходный дом акционерного общества Н. Феттер и Е. Гинкель в Милютинском переулке производит странное впечатление даже на тех, кто далек от понимания архитектурных изысков. Даже невооруженным взглядом видно, что это монументальное сооружение словно строили разные люди по разным чертежам. Впрочем, в действительно, так оно и было…

Даже невооруженным взглядом видно, что это монументальное сооружение словно строили разные люди по разным чертежам.
Даже невооруженным взглядом видно, что это монументальное сооружение словно строили разные люди по разным чертежам.

Когда владельцы акционерного общества «Феттер и Гинкель» задумались о строительстве доходного дома, то поставили перед приглашенным архитектором Валентином Дубовским грандиозную задачу. Здание должно было стать противовесом уже существующему по соседству «самому красивому зданию Москвы» - «Дому страхового общества Россия». Дубовский, специализирующийся как раз на готическом стиле, вызов принял. К 1917 году в Милютинском переулке появился остов необычного дома – пять этажей будущего замка с рыцарями, львами, щитами и арками. Строительство велось медленно – империя завязла в Первой мировой войне. А потом грянула Великая Октябрьская революция и строение осталось стоять в лесах… Впрочем, долгострой большевикам очень даже пригодился – во время боев там были установлены пулеметы и бомбомет. Огневая точка на верхотуре помогла в считанные часы захватить здание Центральной телефонной станции.

Новой власти понадобилось немного времени, чтобы навести порядок в учете и кадастре. В 1924 году дошла очередь до «героического дома» в Милютинском. Было принято решение его достроить и сделать жилым.

В 1917 году в Милютинском переулке появился остов необычного дома – пять этажей будущего замка с рыцарями, львами, щитами и арками. Строительство велось медленно – империя завязла в Первой мировой войне. А потом грянула Великая Октябрьская революция и строение осталось стоять в лесах…
В 1917 году в Милютинском переулке появился остов необычного дома – пять этажей будущего замка с рыцарями, львами, щитами и арками. Строительство велось медленно – империя завязла в Первой мировой войне. А потом грянула Великая Октябрьская революция и строение осталось стоять в лесах…

Новый проект был поручен архитектору Александру Калмыкову, присягнувшему Советской России сразу же после переворота. Так у дома появился еще один этаж. Поскольку Александр Михайлович был приверженцем конструктивистского стиля, изначальный проект Дубовского был значительно упрощен. От рыцарей, щитов и ризалитов не осталось практически ничего. В 1930 годах здание было надстроено ещё двумя жилыми этажами.

Здание должно было стать противовесом уже существующему по соседству «самому красивому зданию Москвы» - «Дому страхового общества Россия».
Здание должно было стать противовесом уже существующему по соседству «самому красивому зданию Москвы» - «Дому страхового общества Россия».

Так и дошел до наших дней противоречивый облик дома, в котором декоративные элементы перетекают в конструктивистский ордер, а псевдоготические порталы подъездов затерялись в нагромождении вертикальных линий. Прибавьте сюда обработку стен с напылением бетона и голый угловой фасад… Словом, вышло, что вышло - как в небезызвестном письме дяди Федора, которое герои мультфильма про Простоквашино втроем писали родителям мальчика.

Табличка на фасаде дома: Милютинский переулок, 20/2, строение 1
Табличка на фасаде дома: Милютинский переулок, 20/2, строение 1

Однако в историю этот дом вошел еще и под именем «Дом Лансере» по имени известного архитектора Евгения Лансере - сына скульптора Евгения Александровича Лансере и внука архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, родного брата живописца Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере. Здесь Евгений Евгеньевич жил и работал до 1946 года, а в квартире до сих пор продолжают жить его потомки. В соседях у потомственных зодчих представители самых различных сословий. Словно и не было доброй сотни лет – по подъезду ходят трудовые мигранты, живущие в организованном общежитии, разбогатевшие на стыке эпох нувориши и молодые художники, чьи мастерские все также располагаются под крышей здания…