Жизнь становится все более интересной, более веселой, более пьяной. Конечно, до рекордов, поставленных в лихие 90-е — 18 литров на человека, включая младенцев и парализованных граждан.
Власть билась за здоровый , а главное трезвый образ жизни. И даже появилась непьющая по подъездам молодежь. Но традиционная советская ценность в виде, если не массового алкоголизма, то неумеренного пития, оказались сильнее ЗОЖа. Снова граждане стали заливать кто просто за воротник, кто тоску, кто любовь и т. д. Была бы бутылка спиртного, в повод найдется.
Если в прошлом году рынок алкогольной продукции вырос почти на 7,6 процента, то в этом году только с января по сентябрь потребление напитков крепче пива выросло на 8, 4 процента. При этом особо полюбились россиянами ликерные вина. Их стали пить в два раза больше. Выросла популярность и слабоалкогольных напитков аж на 66, 6 процента. Просто дьявольское число, не меньше.
Конечно, не надеясь на параллельный импорт, иные граждане к грядущему Новому году затариваются заранее. Водка еды не просит, да и в холодильнике можно не хранить.
Что с импортом?
Его стало меньше. Настоящего шампанского вообще теперь нет в России. Поставки виски сократились на 70%, французского коньяка и пива — на 60%.
Некоторые эксперты уверены, что под видом параллельной экспортной продукции прилавки заполнит контрафакт. Есть спрос — будет и предложение.
Другие эксперты считают, что на игристых винах Шампани, французском коньяке и шотландском виски свет клином не сошелся. Полно напитков в этой категории, в том числе и российского производства.
Между тем, по данным Научно-исследовательского финансового института при Минфине РФ, доля контрафакта на алкогольном рынке России достигла уже 19,6%. Больше всего в категории вин — 38, 6 процента и среди сброженных напитков– 44,7 процента.
Отметим, что контрафакт — это зона ответственности не бизнесменов, а компетентных органов.
А что с импортозамещением?
Может запрет на параллельный импорт алкоголя позволит россиянам создать альтернативу зарубежным популярным напиткам?
И здесь эксперты не единодушны. Одни считают, что ушли иностранцы, значит, появились ниши с точками роста для отечественных производителей. При условии, конечно, что бизнесмены будут развивать свой уникальный продукт, а не заниматься копированием зарубежного.
Другие эксперты уверены, то российские производители не смогут удовлетворить потребителей по качеству, а рынок — по количеству.
Лебедь, рак и щука
Власти пока лишь усугубляет ситуацию. С одной стороны взаимоисключающие заявления, другой неторопливость в принятии решений.
Минпромторг в мае отказался внести алкогольные напитки в список допущенной к параллельному импорту продукции, из-за того, что Минсельхоз опасался лавины контрафактной продукции. При этом через три месяца глава Минпромторга Денис Мантуров призвал легализовать параллельный импорт, дабы новогодние полки в магазинах не были пустыми. Новый год все ближе, а решения нет.
Пока ясно одно: в ближайшее время разрешения параллельного импорта алкоголя можно не ждать. Не стоит рассчитывать, что к Новому году в магазины поступят привычные напитки. Альтернатива — самогоноварение.
Ну и традиционно — водка. Китайские братья без спита не оставят, да и гидролизные завод исправно работают. Тайга пока не вся сгорела или срублена. Шумит, однако.
«Была бы водочка, а повод мы всегда найдем!» — пел когда-то эмигрант Виктор Шульман.
По материалам издания «Новые Известия»!