О метрических книгах.
Любая метрическая книга содержит в себе статистическую информацию о количестве новорождённых, бракосочетаний и смертях в отдельно взятом приходе. Одна копия метрической книги хранилась при храме, в то время как другая копия хранилась в духовной консистории. Анализ метрических книг разных веков показывает, что метрики XVIII столетия имеют свои особенности по сравнению с метрическими книгами более позднего времени: XIX века или первой половины XX столетия. Ярким отличием метрических книг XVIII столетия является краткость информации, что выражалось в отсутствии информации о матери ребёнка, о крёстных родителях и в некоторых случаях о причинах смерти человека. Также в метрических книгах XVIII столетия встречаются записи, где не указано отчество крестьянина. Иногда в метрических книгах XVIII столетия упоминалось только об одном крёстном родителе [3].
Также важно выделить тот факт, что различные метрические книги XVIII столетия имеют свои индивидуальные особенности. Так к примеру в метрической книге села Константиново Переславль-Рязанского уезда используется старорусские числа. Однако, к этому времени подобные числа используется крайне редко. Внедрение арабской системы чисел также стало одним из элементов вестернизации российского общества, начатая императором Петром I.
Несмотря на то, что метрические книги XVIII столетия чаще всего представлены крайне малочисленной информацией о проживающих жителях, их появление и ежегодный учёт с 1722 года стал важной частью по централизованному учёту населения в Российской империи, что было крайне важно в условиях больших размеров территории страны.
Отсутствие информации о матерях новорождённых детей создаёт определённые проблему для историков и гениологов в исследовании родословных или систематизации более точной информации о жителях, проживающие в конкретном отдельно-взятом населённом пункте. С целью заполнения данного пробела многие исследователи обращаются к исповедным росписям, которые велись на ежегодной основе с 1716 года, представляющий из себя статистический список, отражающий всех жителей прихода в определённой церкви в городе или селе. До появления исповедных росписей и метрических книг в России в XVI столетии использовались переписные книги, однако они велись на нерегулярной основе [3].
Современное село Митинск (Бортное) находится приблизительно в 26 километрах от современной Рязани. На стыке между XVII и XVIII веками современная Рязань называлась Переславлем-Рязанским, но многие жители региона использовали просто слово Рязань. В научном исследовании, посвящённое описанию всех церквей Рязанской губернии, историк Иоанн Добролюбов выделяет, что первые упоминания о Успенской церкви в селе Митинск относятся к 1676 году. При церкви было 37 дворов из которых 12 были боярскими [5]. В 1742 году священником в Успенской церкви был Федот Спричетников, составивший метрическую книгу по селу Митинск. В приход села Митинск входили деревни Бортное и Облова (современное название Аблова). Как и любая другая метрическая книга в метрической книге села Митинск идёт распределение на три главы: о рождающихся, бракосочетаниях и о смерти. Как и во множестве других метрических книгах XVIII столетия в метрической книге села Митинск 1742 года отражено крайне мало информации: о матерях и крёстных родителях новорождённых детей, а также причина смертности [2].
Глава №1 О родившихся в приходе Успенской церкви в селе Митинск в 1742 году.
Первая запись в метрической книге села Митинск датируется 16 (27) марта 1742 года. У крестьянина Федота (отчество не указано) родился сын Алексей. Федот находился в крепостной зависимости от помещицы Дарьи Семёновой, которая на момент 1742 года была вдовой. Следующая запись в метрической книге датируется от 16 (27) апреля 1742 года и также относится к деревне Облова. У крепостного крестьянина Емельяна Семёнова родилась дочь Ирина. Крестьянская семья Емельяна Семёнова находилась в крепостной зависимости от помещика Ивана Леонтьевича Вердеревского. Следующая запись датируется 13 (24) июля 1742 года. У крестьянина Ивана Васильевича родилась дочь Акулина. Семья Ивана Васильевича также проживала в деревне Облова и также находилась в крепостной зависимости от И. Л. Вердеревского.
Запись от 5 (16) августа 1742 года свидетельствует, что при церкви Успения Богородицы практиковалась практика крепостных крестьян. У дворового человека Ефрема Андреева родился сын Елисей. Семья Ефрема Андреева находилась в крепостной зависимости от священника из села Митинска Федота Савинова. Право на использование крепостных крестьян церковью было отменено российской императрицей Екатериной II в рамках секуляризационной реформы 1764 года.
Следующая запись датируется 9 (20) сентября 1742 года, где записано о том, что в крепостной семье, зависящая от Александра Дмитриевича Волконского и проживающая в деревне Бортное, Фёдора Николаевича родилась дочь Анна. Немного позже, 2 (13) октября 1742 года в деревне Бортное родилась Параскея. Она была дочерью Ахлимана Борисова и их семья была в крепостной зависимости от А. Д. Волконского. За октябрь 1742 года в метрической фигурирует ещё одна запись о рождении Сергея 28 октября (8 ноября) 1742 года. Отцом ребёнка был крепостной крестьянин Иван Гуров, находящийся в зависимости от Алексея Васильевича Делова. Иван Гуров проживал в деревне Облова.
За два последних месяца в метрической книге отражено по одной записи о рождении. 13 (24) ноября 1742 года в селе Митинск у крепостного крестьянина, находящийся в зависимости от И. Л. Вердеревского, Сергея Иванова родился сын Андрей. Последняя запись в графе о рождении датируется 9 (20) декабря 1742 года рождением Анны в селе Митинск. Она была представительницей духовенского сословия и была дочерью дьячка Адриана Степанова.
Таким образом по данным метрической книги 1742 года в приходе села Митинск родилось 9 человек [2].
Глава №2 Бракосочетания в приходе Успенской церкви села Митинска в 1742 году.
За 1742 год в приходе села Митинск в метрической книге был отражён только один брак. Он был зафиксирован между крепостными крестьянами К. Б. Вердеревского. Вдов Максим Иванов женился на вдове Дарье Егоровой. Церемония венчания была проведена в феврале 1742 года [2]. Как и многие другие браки, брак между Максимом Ивановым и Дарьей Егоровой был заключён в рамках крепостных крестьян одного и того же помещика. При исследовании статистических документов до отмены крепостного права в 19 февраля (3 марта) 1861 года необходимо учитывать культурный контекст эпохи, а именно тот факт, что большинство помещиков разрешало заключать браки только между собственными крепостными. К 1810-м годам браки в пределах одного вотчины стали традицией и повсеместным явлением. Браки между крепостными разных помещиков имели место быть, но были скорее исключением из правил и зачастую такие браки не благословлялись ни церковью, ни родителями молодожён [7].
Глава №3 Умершие в приходе Успенской церкви в 1742 году.
В метрической книги села Митинское за 1742 год нет указания о причинах смерти у человека. Всего в приходе Успенской церкви села Митинска за 1742 год было зафиксировано 9 смертей. Первая смерть в 1742 году произошла 5 (16) января 1742 года. Иван Лукьянов был из крестьянского сословия и скончался в возрасте 70 лет, проживавший в деревне Облова и находящийся в крепостной зависимости от С. Е. Облова. Вторая смерть также была зарегистрирована в январе 1742 года. Крепостному крестьянину из деревни Облова Евдокиму Емельянову на момент смерти было 60 лет и он был крепостным Авраама Агафонова Облова.
За февраль 1742 года в приходе Успенской церкви села Митинска была зафиксирована всего одна смерть. Крестьянину Михаилу Матвееву было 46 лет и он находился в крепостной зависимости от дворянина Алексея Васильевича Делова. Последние две смерти в метрической книге датируется в марте и апреле 1742 года. В возрасте 3 лет скончался крестьянский сын Козьма Ахмилонович, проживавший в деревне Бортное. Он, как и его отец Ахмилон Борисович находился в крепостной зависимости от Александра Дмитриевича Волконского. Последняя смерть датируется 5 апреля 1742 года. Возраст скончавшейся крестьянки Ефимии Яковлевой, проживавшая в деревне Облова и находившаяся в крепостной зависимости от С. Е. Облова, не указан [2].
Метрическая книга Успенской церкви села Митинска Переславль-Рязанского уезда за 1742 год содержит скудную информацию о жителях, проживающих в данном регионе в это время. Такая скудность является характерной чертой многих метрических книг XVIII столетия. Но не смотря на определённую скудность метрических книг XVIII столетия у историков есть возможность проследить сословный состав определённого населённого пункта. В метрической книги села Митинска нет указания на активность дворянского сословия, что может быть связано с двумя причинами:
1. Дворяне крестили своих детей в других церквях и поэтому не отражены в метрической книге Успенского прихода села Митинска;
2. Дворяне не проживали в обозначенных населённых пунктах.
1740-е годы были временем правления российской императрицы Елизаветы Петровны. Это время характерно увеличением роли и влияния дворянского сословия в российском обществе. Однако многие из дворян в это время могли не проживать значительную часть времени в деревнях, находясь на государственной службе. Советский историк М. Д. Солодовников пишет, что дворянская усадебная культура к 1740-м годам только постепенно проникает в регионы и повсеместное проживание в сёлах и деревнях у представителей дворянского сословия ещё не так ярко выражено Окончательно этот процесс оформился только во время эпохи Екатерины II, когда дворяне начинают играть более активную роль в местном самоуправлении [6].
Список источников и литературы:
1. ГАРО Ф. № 627 О. № 249 Д. № 4 Л. 23-25 об.
2. ГАРО Ф. № 627 О. № 249 Д. № 13 Л. 55-55 об.
3. Комиссаренко А. И. Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 г. / А. И. Комиссаренко // Проблемы истории России. — Екатеринбург : Волот, 1998. — Вып. 2: Опыт государственного строительства XV-XX вв. — С. 34-47.
4. Пашинин А. В. Метрические книги как источник составления родословных / А. В. Пашинин // Власть. – 2012. С. 198-201.
5. Село Митинское. Церковь Успенская / Добролюбов И. В. // Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. В 4 томах. Т. 1 / И. В. Добролюбов. – Зарайск : тип. А. Н. Титовой, 1884. – 235 с.
6. Солодовников Д. Д. Рязанские помещики XVIII столетия / Д. Д. Солодовников. – Рязань: Общество исследователей Рязанского края: выпуск XX, 1929. – 16 с.
7. Филатов П.В. «Маленький человек» сельского церковного прихода первой половины XIX века: казус в повседневности/ П. В. Филатов //«Маленький человек» сельского церковного прихода первой половины XIX века. – 2012. С. 61-64