Этой статьей я открываю серию публикаций о Бабе Яге. Это мой любимый сказочный персонаж, и в образе ее так много символизма, что посвящают ей целые книги. Сегодня о том, почему Баба Яга живет в лесу, и какой в этом смысл.
Лес — дремучий и страшный. Смерть может поджидать за каждым поворотом. Но для сказки это как раз то, что нужно! Сказочный лес — место инициации. Так сказка хранит память о древних обрядах посвящения при наступлении половой зрелости.
«Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак… Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это — так называемая временная смерть», — пишет В. Я. Пропп.
Обряды инициации проходили в лесу, а если его нет — в кустарнике. Почему именно лес? «Он скрывает мистерию, дает возможность проводить ее тайно», — объясняет Пропп. И так по всему миру, во всех традиционных обществах.
Поэтому, если сказочный герой отправился в лес (сам или по чужой воле), то вероятнее всего его ждет инициация.
Во времена родового строя обряд посвящения мог быть очень жестоким
Помимо обрезания, юношей всячески истязали: били, отрубали пальцы, выбивали намеренно зубы и т. д. (в некоторых культурах во время обряда наносили татуировки, подвергали укусам муравьев) — делали все, чтобы инсценировать смерть посвящаемого. Инициацию в лесу проходили и девушки (ведь Василиса тоже ходила к Бабе Яге). Они выполняли различные задания, демонстрируя свою готовность к супружеской жизни: пекли хлеб или ткали (о женских инициациях есть большая, подробная лекция в мастерской сказкотерапии в нашем клубе "Родные").
Пропп дальше уточняет:
«Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клеима и другие знаки пройденного обряда. Мальчик проходил более или менее длительную и строгую школу. Его обучали приемам охоты, ему сообщались тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и требования быта и т. д. Он проходил школу охотника и члена общества, школу плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни.»
Важный вопрос: почему инициация непременно связана со смертью?
Даже больше: смерть — это ее центральный момент. Ответ в книге румынского философа, этнографа М.Элиаде «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения» (очень любопытная книга! я к ней еще вернусь в других публикациях).
Он пишет, что в архаических мыслях наших предков ничто лучше смерти не выражало идею «конца», завершенности. «Смерть при посвящении означает одновременно конец детства, неведения и состояния непосвященности», — говорит Элиаде.
Осмелюсь предположить, что все существа волшебных сказок, обитающие в лесу и связанные с инициацией, должны быть страшными и угрожать смертью, потому что без ее символизма обряд посвящения невозможен. Отсюда понятно, почему Баба Яга не может быть прекрасной девушкой.
А теперь о «девушке»...
Интересную версию о происхождении Бабы Яги высказывает немецкая исследовательница Р. Бекер. Она утверждает, что Яга как образ идет от древнеславянской языческой Мокоши — богини колдовства, хозяйки дикой природы и потустороннего мира. Но самая главная функция этой богини — определение судьбы. Мокошь прядет ее нить. Может, так в сказках появляется волшебный клубок, который Яга дарит герою, чтобы подсказать путь. Бекер пишет, что в реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали, по-видимому, жрицы этой богини. То есть возможно, исходя из версии Бекер, что Баба Яга — это жрица Мокоши.
Только очень страшная.
В следующей публикации я расскажу, почему Баба Яга летает в ступе (спойлер: ступа — это гроб), почему кормит-поит героя, нужно ли есть ее угощения, и зачем садиться на лопату. Подписывайтесь на канал, и до встречи!