Человечество находится в постоянном инновационном развитии, из-за чего необратимо складываются новые стеки технологий, в то время, когда старые теряют свою актуальность, а их поддержка становится экономически не выгодной. Одними из основных причин растущего спроса на инновационные проекты являются конкуренция и постоянное движение рынка. Компании, которые не успевают обновить свою технологическую базу создают постоянно растущую пропасть между собой и клиентом, результатом чего может стать потеря позиции на рынке.
Что такое инновационный стартап?
Идея «инновационного стартапа» появилась ещё в Соединенных Штатах в 1939 году, когда студенты университета Стэнфорд, David Packard и William Hewlett создали свой первый проект, переросший в дальнейшем в компанию HP (Hewlett- Packard).
Отличительные черты инновационных компаний:
Компания осуществляет проекты, используемые для создания новых продуктов или услуг, которые характеризуются высокой неопределенностью.
Инновационный проект как правило включает в себя стэк технологий, бизнес модель, включающую в себя инновационных подход (например Amazon).
Разработанный продукт должен отвечать требованиям рынка, быть конкурентно способен, чётко дифференцировать себя от конкурентов.
Инновационным считается такой стартап, который нарушает традиционные концепции развития в данной области.
Эксперты российского проекта StartUp Rating также указывают на свои особенности инновационных проектов: возраст не более 6 лет. коммерческая целенаправленная работа: захват продуктом или услугой значительного сегмента рынка в своем сегменте; численность персонала не более 120 человек; независимость предприятия при принятии решений и т. д.
Таким образом, инновационный проект (стартап) - компания, которая реализует высокопроизводительный проект, связанный с высоким уровнем риска и неопределенности, использует инновационную модель организации бизнеса и команду с превентивным мышлением.
Факторы успеха инновационного стартапа
Не все недавно созданные компании являются стартапами. В прошлом стартап являлся обычной новой компанией, однако за последние пять лет многие бизнес-школы по всему миру придумали другое академическое определение того, что такое стартап на самом деле.
Определение «стартапа», наиболее приемлемое для бизнес-школ, было определено Стивом Бланком, серийным предпринимателем и профессором бизнес-школ, таких как Стэнфорд, Беркли и Имперский колледж. Определение таково: стартап — это «временная организация, разработанная для поиска бизнес-модели, которая повторяется и масштабируется». В то время как компания — это «постоянная организация, предназначенная для реализации бизнес-модели, которая является воспроизводимой и масштабируемой». Поэтому разница в том, что стартапы ищут привлекательную бизнес-модель, в то время как компании уже имеют такую бизнес-модель и нацелены на ее успешное выполнение. Это различие влияет на характер и потребности обоих видов организаций.
Касательно важности инновационной идеи в стартапе существуют разные позиции: с одной стороны, идея, которая составляет базу и суть инновационного проекта, является отражением генеральной стратегии и её важность нельзя игнорировать, с другой стороны идея без реализации ничего не стоит и в вакууме не приведёт к результату. А вот если рассматривать идею не как спонтанную мысль о ценности продукта, а как продуманный план действий для достижения результата, то её ценность носит прикладной характер.
Основным преимуществом инновационных стартапов является мобильность в реализации новых идей, что дает возможность конкурировать с крупными компаниями. Важную роль играет опыт команды, который позволяет качественнее планировать выполнение проекта и управлять ресурсами.
Самый важный ресурс для появления новых инновационных проектов — это команды с хорошими инновационными идеями (которые способны их реализовать). Многие руководители бизнеса ищут новые и необычные стартапы и часто выигрывают, формируя инвестиционные портфели на прямую или через венчурные фонды. По оценке венчурного фонда ФРИИ, 1/100 стартапов, прошедший отбор выстреливает, окупая при этом 90 провалившихся (остальные уходят в ноль). По словам экспертов и бизнес-ангелов, ключевую роль играет команда.
Конечно, одним из основных ключевых факторов успеха для реализации инновационного стартапа является финансирование. Создание бизнес-плана важно для привлечения инвесторов. Те, кто помогает организовывать новые проекты и вкладывать средства в их реализацию, хотят иметь всю информацию о своих потенциальных перспективах и доходах.
К основным источникам финансирования инвестиционного проекта мы можем отнести: собственные средства; кредит от банка; бюджетные средства; международный грант; венчурное финансирование.
В заключение хочется отметить, что кризисные времена часто дают толчок развитию и новым технологиям. Так что самое время обдумать инновационные идеи.
Авторы:
Захарова Татьяна Ивановна, к.э.н., доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство»;
Садыкова Ксения Валерьевна, К.э.н., доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство».