Под управлением Центральной дирекции пассажирских обустройств числится свыше 640 вокзалов и почти 17 тысяч платформ. В этом большом хозяйстве много исторических объектов. Один из них — станция Ишим, построенная в сибирском городе, о котором писал Жюль Верн
Текст: Полина Пендина
Во второй половине XVII века на границе Российской империи и Сибирского ханства возвели Коркинский острог — крепость для защиты от набегов кочевых племен. В следующем столетии, в 1782 году, острог и образовавшуюся вокруг него слободу по указу императрицы Екатерины II переименовали в город Ишим. Он быстро стал крупным центром ярмарочной торговли — местные меха, мясо, кожи развозили по всей стране.
Первым каменным храмом города стал Богоявленский собор — памятник архитектуры 1793 года постройки сохранился до наших дней. Всего в Ишиме насчитывается больше 40 исторически значимых зданий, включая многочисленные купеческие дома.
Добраться до Ишима можно на поезде № 002Э «Россия» Москва — Владивосток.
Железнодорожная станция появилась здесь в начале XX столетия — в 1913 году через нее прошли первые поезда. Газета «Сибирский листок» писала: «Железнодорожный путь пересекала триумфальная арка, украшенная национальными флагами и зелеными гирляндами. Середина арки пересекалась широкой лентой, и эту ленту — стену, отделявшую Ишим от широкого мира, — разорвал, смял двинувшийся паровоз».
Здание вокзала построили по проекту архитектора Фёдора Масленникова — все станционные постройки должны были представлять собой единый архитектурный ансамбль. Помимо вокзала, в Ишиме появилось 19 жилых домов, водонапорная башня, паровозное депо и баня. Для построек на станции в Ишиме и еще 13 станциях дороги между Тюменью и Омском Масленников выбрал стиль промышленный модерн. Оценить его функциональность и изящество можно и сейчас: вокзал сохранился до нашего времени практически в первозданном виде. Сюда в 1919 году прибыл адмирал Александр Колчак. Здесь в июне 1934-го встречали поезд с героями-челюскинцами, эвакуированными из Берингова пролива после крушения парохода во льдах. Отсюда в апреле 1942-го отправлялись эшелоны с бойцами под Сталинград.
В Ишиме находится единственный в стране музей, посвященный писателю Петру Ершову: автор знаменитой сказки «Конёк-горбунок» родился неподалеку от города. Вход в музей украшают фигуры ее персонажей. В городе вообще множество скульптур, посвященных известным людям региона. Например, в 2004 году здесь появился памятник местной героине — Прасковье Луполовой. В 1798-м ее отца сослали на поселение в Ишим по обвинению в укрывательстве воров. Семья жила впроголодь, и Прасковья пешком отправилась в Петербург — просить помилования для отца у императора Александра I. До столицы она добралась спустя год. Об этой истории вскоре заговорили в свете — дошла она и до государя. В результате отца Прасковьи помиловали и позволили семье вернуться.
Есть в городе и бюст Антона Чехова: писатель останавливался здесь в 1890 году по пути на Сахалин. Ишим связан не только с русскими литераторами — он упоминается на страницах романа Жюля Верна «Михаил Строгов».
В 1836 году в Ишиме поселился ссыльный поэт-декабрист Александр Одоевский. «Ишим для меня что-то особенное, я снова начинаю работать», — писал он своему другу, тоже поэту-декабристу и однокурснику Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельму Кюхельбекеру. Кстати, в Ишиме Одоевский написал одно из своих самых известных стихотворений — ответ на пушкинское «Во глубине сибирских руд...».
Сибирская стойкость
Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств — филиала ОАО «РЖД» Роман Цуканов рассказал об участии сибиряков в строительстве Транссиба, без которого не было бы ни множества хвалебных строк о Сибири, ни малых вокзалов, куда и прибывали писатели.
– Ишим официально признан одним из литературных городов России. И действительно, в разные годы здесь побывало немало известных писателей и поэтов. Например, многие страницы очерков Антона Павловича Чехова посвящены сибирякам — добрым и невероятно трудолюбивым людям.
Только стойкие сибиряки могли построить Транссибирскую магистраль, на главном ходу которой и находится станция Ишим. Непроходимая тайга, могучие реки, суровейший климат, сложнейшая логистика — всё это было преодолено. Без героизма жителей Сибири при строительстве железнодорожной магистрали были бы невозможны путешествия по этому удивительному региону, о котором так много написано. А нам как потомкам выпала честь сохранять и приумножать красоту здешних вокзалов.
Фото: Александр Циликин / Фотобанк Лори, vk.com/muzeiershov, центральная дирекция пассажирских обустройств — филиал ОАО «РЖД» (ЦДПО)