Из всех вариантов передвижения по России, я чаще всего выбирала самолёт)). До этого года самое дальнее автопутешествие было до Иваново, к родне. Но вот пришёл 2022, случилось то, что случилось, и, чтобы отвезти ребёнка на море, я рискнула на абсолютную для меня авантюру - автотрип на Юга на своей машине.
Машина у меня не молодая, но ухоженная (прям как я)), не кроссовер, не джип, небольшая импортная легковушка с коробкой автомат. Исправно служит, чтобы возить меня на дачу, ребёнка - на занятия и маму по её делам. В пределах Москвы и Московской области. Выдюжит ли 1000 км с гаком? - думала я с опаской.
Выдюжила. И туда, и обратно. Не справилась только моя спина. В последний день вояжа домой. Но я больше грешу на неудобный матрас в гостинице в Ельце, чем на четырёхдневное сидение за рулём.
Дочь моя, 6-летняя, практически меня не доставала, но это потребовало определённой подготовки. Обо всех нюансах нашего вояжа я расскажу в этой статье.
1 этап. Маршрут
Итак. Когда стало понятно, что собственный автомобиль - это практически единственный приемлемый для меня вариант добраться до моря (туры в Турцию, двое суток в поезде и экспресс-автобус по ряду причин не предлагать), я стала думать, как сделать поездку максимально комфортной для меня и моей дочери.
Для начала я посмотрела на маршрут. На первый взгляд и по опыту других он не показался мне сложным. Но, во-первых, один водитель без сменщика с утра до вечера - тяжело, а, во-вторых, подумала я, почему бы не заглянуть хоть на чуть-чуть в те места, мимо которых мы будем проезжать. Поэтому я разбила весь маршрут на 4 примерно равных отрезка, с ночёвками в хороших гостиницах и возможностью что-то посмотреть, кроме трассы М-4 Дон.
По итогу маршрут выглядел так:
Москва - Воронеж (ночёвка) - Ростов-на-Дону (ночёвка) - Тамань (ночёвка) - место отдыха у моря (8 ночей) - Краснодар (ночёвка) - Миллерово (ночёвка) - Елец (ночёвка) - Москва.
Чем ближе подбирался отпуск, тем больше стало приходить новостей, что М-4 стоит в пробках, и поэтому время, чтобы добраться на Юг, увеличивается в разы. Значит, решение поделить путь на относительно короткие отрезки было изначально верным, ибо потеря времени на каждом из них неизбежна. Так, оно, собственно, и вышло.
2 этап. Бронь отелей по маршруту.
Это моя любимая часть. Можно сказать, моя фишка, как тревел-консультанта: из множества предложений на рынке выбрать то, которое оставит лучшие воспоминания. Конечно, и у меня бывают проколы и сбои, но они скорее связаны или с ограниченным бюджетом, или с форс-мажором.
После ухода привычного Букинга с российского рынка, честно говоря, стало немного сложнее с поиском жилья на время путешествий, но не без вариантов. В этот раз я воспользовалась базой Onetwotrip и бонусной программой Мультибонус, и все 6 отелей по маршруту забронировала полностью за бонусы. Можно сказать, они мне обошлись бесплатно (если хотите также, приходите ко мне на консультацию).
Об отелях я расскажу отдельно, скажу лишь, что выбирала я их по нескольким критериям:
чтобы была возможность припарковать машину рядом с отелем (автотрип же),
чтобы можно было позавтракать в отеле или в ресторане при нем,
чтобы недалеко от центра города (если я решила посмотреть города, где останавливалась, то это имело значение),
чтобы номера были по возможности просторные,
чтобы внешне и внутри отель был фотогеничным.
Что бы я ещё добавила, исходя из опыта.
Если это мини- отель, то, скорее всего, лифта в нем не будет. Просите номер на первом этаже, чтобы не таскать вещи наверх. На одну ночь неважно, а силы экономит.
Просила тихий номер. Я, например, не люблю шум кондиционера ночью, лучше открытое окно, но если на улице дискотека, то сложно уснуть, а для дальней дороги нужен хороший сон.
Всегда имейте запасной вариант проживания или даже парочку в каждой локации. В Ростове-на-Дону нам отменили отель из-за проблем с электричеством на районе. Пришлось спешно искать замену, и довольно долго, потому что не было заранее предусмотрено замены.
3 этап. Подготовка машины.
Поскольку дорога на Юга предстоит дальняя, то желательно, чтобы техническое состояние машины было на уровне. Если вы давно не проходили техосмотр, то, полагаю, самое время его сделать. ТО машины я делаю каждый год, подозрительных звуков на момент поездки не обнаружила, поэтому в сервис не поехала. Но всем советую. Хотя, честно скажу, вдоль трассы М-4 Дон довольно много автосервисов, поэтому без техпомощи вы, если что, не останетесь.
Всегда приятно ехать в чистой машине, поэтому одним из пунктов подготовки стояло: помыть машину. И, конечно, прибраться в салоне и в багажнике, чтобы было куда поставить то, что необходимо.
А список необходимого может быть такой:
1. Органайзер на спинку переднего сиденья. Больше нужен был дочке, чем мне. В большой карман мы клали планшет, в маленькие кармашки из необходимого бумажные и влажные салфетки, бутылку воды и сок.
2. Дорожный съемный столик. Есть разные модификации. Наш похож на поднос с бортиками с трех сторон и с поясом. Пояс оборачивается вокруг детского сидения и пристегивается карабинами. К боковым бортикам пришиты сетчатые кармашки, в которые тоже можно что-то положить. Столик покрыт непромокаемой тканью, и очень легко моется.
3. Контейнер для мусора. Крайне незаменимая вещь в автопутешествии. Я купила небольшой, в форме стакана с крышкой, который можно поставить в отсек между передними сиденьями. Крышка на пружинке, открывается при надавливании. Для мелкого походного мусора типа огрызка или косточки от абрикоса – в самый раз. Только надо не забывать вытряхивать мусор на стоянках.
4. Переходник – зарядка USB для гаджетов. Навигатор сжирает очень много энергии телефона, поэтому я всегда держу зарядку в прикуривателе и шнур по рукой.
5. Боковой карман. В щель между сиденьем переднего пассажира и коробкой передач. Для тонких и узких вещей типа пачки салфеток или обложки для телефона. Оказалась очень удобная вещь.
6. Держатель для мобильного телефона. У меня такой магнит на прищепке. Хорош на ровной дороге, но как только появляются кочки или резкие повороты, держатель ни хрена не держит)). Буду искать альтернативы.
7. И обязательный набор: омыватель для дворников, аптечка, огнетушитель, домкрат, рабочие перчатки, светоотражающий жилет (что, в принципе, всегда нужно).
4. Подготовка еды, вещей и развлечений.
По большому счету насчет провианта в дороге можно было не заморачиваться. Вдоль трассы М4-Дон я увидела огромное количество разных едален, как с фаст-фудом, так и без, а если еще присовокупить к едальням многочисленные придорожные ярмарки, и вполне себе неплохие рестораны при гостиницах, где мы останавливались на ночевки, то можно с уверенностью сказать, что голод автопутешественникам на этой трассе не грозит. И на ее отростках тоже. Там вас обязательно подстерегут беляши, чебуреки, булочки с повидлом и трубочки со сгущенкой.
Самая популярная по дороге, наверно, сеть «Помпончик», приходилось пару раз постоять в очереди. Неплохая столовая «Ложка за маму», но она встречалась реже. Вполне себе симпатичные кафе на заправках Лукойла, там же были обнаружены детские игровые зоны и детские площадки на улице, поэтому Лукойлу – родительский зачет. Выбор еды на заправках Роснефти был скромнее, но там всегда можно было перехватить кофейку.
Мне же, как тревожной матери, казалось, что мой голодный ребенок рано или поздно начнет есть меня, поэтому я основательно подготовилась: взяла большую сумку и заполнила ее всякой нескоропортящейся снедью. Сюда вошли овощные чипсы, кукурузные палочки, сушки, печенье, сухарики, орехи, сухофрукты, соки и компоты в пакетах, детские фруктовые пюрешки. Для себя я взяла термос с чаем, бутерброды с сыром и остатки домашней еды, которую можно было смолотить по дороге в первый день пути. Единственное, ради чего стоит брать еду с собой - это придорожные виды. Мы останавливались на площадках у полей с цветущими подсолнухами и с таким потрясающим пейзажем ели наши дорожные запасы.
И еще правильной мыслью было взять пятилитровую бутыль воды. Она очень выручала.
Но вот с чем я малехо косякнула, так это с походным набором посуды. По-хорошему, для двоих нужно:
две глубокие широкие тарелки,
две пиалки или миски,
две глубокие чашки,
две бутылки со спортивной крышкой,
две ложки, вилка, два ножика,
маленькая разделочная доска,
три полотенца,
рулон бумажных полотенец,
большая упаковка влажных салфеток и, как минимум, три маленьких упаковки,
несколько небольших пакетов.
Тарелки, чашки и приборы должны быть из хорошего прочного пластика (не одноразовые).
Можно взять второй термос, например, чтобы развести бульон или заварить гречку, но это точно опция.
Долго я думала, как упаковать вещи в дорогу с учетом такого количества ночевок и решила по итогу испытать «метод капсулы», то есть, когда одежда в чемодан укладывается комплектами на каждый день. Например, трусы+носки+футболка / 4 комплекта (джинсы одни на все четыре дня пути). Или сет на каждый день: белье+носки+футболка+ джинсы (брюки), белье+носки+платье, белье+носки+футболка+шорты, белье+носки+блузка+юбка. Свитер, дождевик, шарфик, панамка – универсальная одежда. Две пары обуви. Косметичка для утреннего и вечернего туалета. Ночнушка или пижама. Ребенку- сказки на ночь. Все эти вещи дружно поместились в чемодан для ручной клади. Осталось даже место для думки.
По итогу большой чемодан с вещами для отдыха лежал в багажнике, а маленький чемодан стоял в салоне, его я забирала в отель. И еще дорожную сумку, куда клала все, что не хотела оставлять в машине на ночь (планшет, зарядки, детские игрушки, термос, дорожную аптечку).
И надо сказать, капсульная метода вполне себя оправдала. Мне не приходилось, проснувшись по утрам, думать, что одеть. Я просто открывала чемодан и доставала подходящий комплект вещей что я для себя, что для ребенка. Все остальные вещи универсального характера использовались по назначению, когда было нужно.
Третьей головной болью тревожной матери была необходимость развлекать деточку по дороге. Поверьте, ребенку 6 лет нелегко занять себя на все 7-8-9-10-11 часов пути, поэтому надо обязательно подготовиться.
1. Я закачала на планшет новые… нет не мультики))), а аудиокнижки. «Алиса в стране чудес», «Королевство кривых зеркал», «Волшебник Изумрудного города» и даже «Гарри Поттер» (из раннего))). Все они долгие и интересные. Пусть даже шестилетке не все понятно, но бормочет, и уже хорошо)).
2. Разрешила ей взять два рюкзака игрушек. Одни и те же игрушки периодически надоедают, даже самые любимые игрушки и фигУшки. Два рюкзака дают больше возможностей для маневра, тем более что не нести их на себе, а везти в машине.
3. Прикупила новые завлекашки (в газетных киосках, в FixPrice) и пополнила коллекцию совершенно ненужных, но таких дорогих детскому сердцу артифактов.
4. Положила альбом для рисования, блокнот, карандаши, ручки, фломастеры. И несколько детских журналов, которые мы получаем по подписке.
И вот с таким набором занимашек нам и 8 дней в дороге не страшны)).
5. Моральная подготовка.
Теперь, когда столько дорог позади, я могу с уверенностью сказать, что чем старше ребенок становится, тем сложнее и изощреннее получается подготовка к путешествию. Вот честно, пока я таскала грудную Агату в экорюкзаке, я была гораздо свободнее, чем когда она подросла и у нее появились свои интересы, желания и предпочтения. И если раньше я настраивала себя на путешествие с малышом, чтобы малыш не мешал окружающим, то сейчас вся моя подготовка настроена на то, чтобы мой ребенок не мешал мне))) наслаждаться моим отпуском и путешествием.
И все-таки, самое главное - помните о безопасности на дорогах, не спешите, не дергайтесь, не оборачивайтесь на скорости, делайте остановки на поесть, попить, пописать, поиграть на площадке. Ваша задача- доехать самому и довезти ребенка из точки А в точку Б живыми и здоровыми. Все остальное - это второстепенное.
Морально нужно быть готовым к тому, что:
1. На дорогах будут пробки. В текущих условиях, когда в сезон перелеты ограничены, поезда переполнены, дороги ремонтируются (потому что!), дорожных заторов не избежать.
2. Ребенку станет скучно. Понятно, что у детей другая энергетика и интересы. Понятно, что сидеть, привязанным ремнями более часа ну совсем невыносимо. Понятно, что если нет второго взрослого, то весь «удар» придется принять на себя.
3. Вы не уложитесь в запланированное время. И не только из-за пробок. А потому что надо походить, посмотреть город, где ночевали. Надо сделать санитарные остановки, и могут быть очереди в туалет. Надо перекусить. Ребенку надо поиграть на свежем воздухе и побегать. И еще много всяких разных «надо», которые съедят ваше дорожное время.
4. На дороге может случиться всякое. И не по вашей виней в том числе (нетрезвые водители, спиди-гонщики, мошенники, дорожная полиция в кустах, животные, военная техника итп).
5. Могут внезапно отменить бронь отеля. Например, из-за отключения электричества или воды. И придется срочно искать замену.
6. Вам или ребенку может стать нехорошо: заболеть голова, живот, спина, ноги может свести от длительного вождения, руки могут обгореть на солнце, просто может укачать.
7. Навигатор может заглючить и повезти вас в другом направлении. Особенно на участках со слабым интернетом или где его глушат.
8.Вы что-то потеряете или забудете по дороге, потому что в голове всего много, а сосредоточится сразу на всем нереально трудно.
И вы должны быть к этому готовы. Как? На самом деле- все очень просто. Используйте мою формулу счастливого путешественника: оптимизм+пофигизм. В начале пути вы даете себе оптимистичную установку типа «все будет хорошо», «неразрешимых ситуаций не бывает», «все пройдет» и настраиваете себя на позитивный исход любой ситуации. Одновременно помните о главном (написала выше), а все остальное закрываете пофигистичными установками типа: «ну и больно плевать», «я подумаю об этом завтра», «что ушло, то не наше» и отпускаете ситуацию.
Вот такие нехитрые советы автопутешественникам. А что есть у вас? Какой опыт? Какие фишки?