У святителя Василия Великого, святого и Вселенского учителя, есть правило 13, в котором он рекомендует воинов, участвовавших в войне и убивавших людей там, на 3 года не допускать к причащению Святых Христовых Тайн.
Причина : у воинов не чистые руки (в крови). Они нарушают на войне Божью заповедь: не убий.
Как работает это правило в реальности?
Строгий святитель Василий Великий.
Стоит отметить, что святитель Василий Великий известен строгими рекомендациями по практической, богоугодной, христианской жизни. Так, например, этот великий святой, один из трех великих Вселенских учителей, рекомендовал на 8 лет отлучать блудников от причастия.
Почему строг святитель – объяснение в конце статьи.
Отлучение воинов от причастия.
Святитель Василий Великий, предлагая на 3 года отлучать воинов, убивавших на войне, от причастия опровергает совет древних святых отцов.
Есть письмо святителя Афанасия Великого монаху Аммуну, а котором святой Афанасий говорит:
«Не позволительно убивать: но убивать врагов на брани (войне) и законно и похвалы достойно».
Как объясняет свой тезис святитель Афанасий?
Если не убивать врагов, которые нападают на государство, страну, то нападающие варвары низложат нравы (дух) в стране захвата.
Так, например, святой Никодим Святогорец объясняет: убивающие на войне сражаются за веру и сохранение целомудрия в своем государстве и стране. Если варвары и неверные захватят власть в их стране, то не останется ни благочестия, ни целомудрия, потому что варвары начнут растлевать и насиловать юношей и девушек.
Исторический пример.
Однажды, византийский император Никифор Фока потребовал от архиереев, чтобы убиваемые на войне были причислены к святым мученикам.
Архиереи возразили ему, сославшись на правило 13 святителя Василия, сказав:
«Как мы причислим павших на войне к мученикам, когда Василий Великий устранил от таинств, как не имеющих чистые руки?».
Тогда Фока собрал всех архиереев и епископов и узнал у них воевали ли они сами? Многие священники сознались, что да.
Тогда он задал им вопрос: как они могут вести богослужения и осуществлять Таинства, если руки их нечисты.
Этот пример дал возможность отнестись к правилу святителя Василия Великого, не более, как к совету и рекомендации. Стали даже считать, что это рекомендация, которая никогда не исполняется в реальности. Мол, святой Василий так, теоретически, его предложил. Были опасения, что если ввести это правило в обиход, то люди, которые постоянно воюют (профессиональные воины) не будут иметь возможности никогда причащаться Святых Христовых Тайн. Как же они смогут быть христианами?
Но это не совсем так.
Святитель Василий Великий был подвижником Божьим, Великим учителем, святым, а не теоретиком – чиновником, изобретавшим неработающие, не отвечающие реальности, законы и правила.
Что имел в виду святитель Василий Великий?
Святитель Василий Великий, предложил хорошо работающее в духовной жизни правило. Господь сподобил его светом разумения.
Это поясняет в своем толковании преп. Никодим Святогорец.
Святитель Василий Великий рекомендовал воинам посещать богослужения, приносить покаяния, исповедоваться, читать Евангелие и святых. Он лишь отметил, что этот период епитимии (3 года) дан для того, чтобы человек смог очистить свою совесть. Не оправдывать свои убийства, а раскаяться в них. Ведь Бог не создавал войн, а Христос дал заповедь «любите друг друга», чтобы вернуть заблудших людей к Богу. Человек весь срок епитимии должен оплакивать свой грех, считать себя недостойным, а не считать себя героем, достойным святыни (Святого Причастия).
Только так, воин - убийца внутренне, духовно, сможет вернуться к Богу и быть с Ним.
Если человек вместо раскаяния будет оправдывать себя за убийства на войне, а общество славить его как героя, то в своей душе человек может оскотинится, стать духовно хладным человеком, потерять Бога. Если он будет, как ни в чем не бывало, принимать Святые Таинства, то принизит их, а не будет относиться как к «Святой святым».
Если этого не сделать, полагает святитель Василий Великий, то человек, для себя придет к выводу, что война снимает с него заповедь о не убийстве и посчитает себя достойным святости, а это путь к гордыне и богопротивности. Это низложит его духовно, узаконит в нем грех. Епитимия на 3 года предотвращает это оскотинивание и бездуховность, возвращает благодать Божью в сердце и жизнь.
Как это работает в реальности?
Лучше всего пояснения дают факты святой истории.
Многие русский князья, воевавшие всю жизнь, в конце жизни принимали монашеский постриг и смывали обетами, покаянием и богоугодной жизнью грех убийства на войнах, которые они допускали. Они не считали себя героями за успехи своих войн, а каялись перед Христом, что вынуждены были убивать. Делали они это для того, чтобы оставаться с Богом и не лишаться Его святой благодати, а по смерти земной быть принятым в Его обители.
Посмотрим среди современных старцев. Почему многие воины- Алипий Воронов, Наум Байбородин, Кирилл Павлов после войны приняли монашество?
Они видели зверства войны и не хотели больше войн. Потому, посвящали себя Богу. Мир, в котором правит Бог - не имеет войн человеческой гордыни власти, зверств, ненависти, непомерных амбиций и зашкаливающей лжи.
Святитель Василий Великий строг потому что нет заповедей Божьих, которые можно не выполнять или условий, при которых они не действуют.
Если люди, по немощи своей, вынуждены нарушать их, то это не повод считать их героями и чествовать. Для духовного, верующего, любящего Бога человека, практического христианина, это повод к покаянию, а не самооправданию. Чтобы быть с Богом и жить в мире Божьем.