С чего же всё начинается и какие светильники для чего нужны?
На мой взгляд создание художественной подсветки зданий - один из самых сложным моментов в освещении. Хотя бы потому, что нужно учитывать не только характеристики световых приборов, но и уметь в творческий подход. На моей памяти пока не было ни одного проекта, похожего на предыдущий.
Первый пункт программы - разработка концепции подсветки. Он же - творческий. Здания, хоть и кажутся часто похожими, имеют свой неповторимый облик. И что хорошо для одного дома - может не подходить для другого. На старте проектировщик выбирает наиболее выделяющиеся элементы конструкции, которые станут основой подсветки. Это могут быть колонны, входные группы, порталы, карнизы с парапетами, элементы лепнины и т.д. По сути - выделение того, что должно будет подсвечиваться. Важный момент - не "перегрузить" фасад светильниками, а создать ночной образ (который, кстати, может кардинально менять дневной).
Подбирается цвет свечения в зависимости от цвета самого фасада (это как смешивание цветов в палитре художника, когда при смешивании красного и синего цвета получается фиолетовый)
И, наконец, выбирается оптика для светильников с мощностью. К примеру для колонн и высоких элементы высотой от 2 метров можно использовать линзы 15°-30° и мощностью до 15Вт, а для подсветки лепнины - прожектор с оптикой 60-120° (в зависимости от размера самой лепнины), устанавливая с небольшим выносом от стены.
Не забываем момент того, что решения для классических зданий могут не подойти для современных. В примеру версия с разноцветным освещением может странно смотреться на здании 19 века, а классическая подсветка на современном торговом центре будет нелепой.
Вот так выглядят визуализации разработанных проектов (мы используем 3D-MAX)
Следующим этапом идёт подборка светильников, которые смогут выполнить то, что было нарисовано в концепции.
На текущий момент, на мой взгляд, уже используют только светодиодные светильники. Связано это с тем, что они позволяют реализовать практически все задумки дизайнера.
Они имеют:
- Широкий диапазон мощностей.
- Множество доступных линз.
- Любые цвета свечения, в том числе и разноцветные версии RGB с управлением.
- Выбор напряжений питания.
- Компактность размеров.
За несколько лет работы мы для себя составили ряд пунктов, которые считаем наиболее применимыми в подсветке:
1. Низковольное питание. Мы в проектах используем светильники с питанием 24В постоянного тока с выносными блоками питания. Основным плюсом данного решения является простота обслуживания системы, т.к. блоки питания - одна из самых уязвимых частей светильника и блоки находятся в доступном месте внутри здания и, если что-то с ними случится, их может поменять любой человека, который умеет подключить два провода и не придётся снимать светильник с фасада для ремонта! Кроме этого блоки питания обычно ставятся с запасом мощности в 20%, что позволяет им работать не на пределе своих возможностей. Кроме того, такие блоки оснащаются защитой от перегрева, короткого замыкания и т.д. На наш взгляд это одно из самых надёжных решений! Отдельно добавлю, что при таком решении светильники можно диммировать просто поставив обычный диммер. Из недостатков - нужно тянуть кабель большего сечения, чем для обычных светильников 220В и имеется ограничение в длине линии и часто - параллельное подключение, иначе к концу линии при достаточной нагрузке может быть просадка напряжения и светильники в конце будут светить слабее, чем первые.
2. Оптика. Чем уже и выше подсвечиваемый элемент - тем уже должна быть оптика. К примеру прожектор мощностью 10Вт и линзой 5 градусов сможет подсветить на высоту 12м, а с линзой 30 градусов - порядка 3-5 метров
Пример линзы 5градусов 10Вт.
Пример линзы 30 градусов 9Вт.
Для подсветки периметра зданий можно использовать как вообще не использовать оптику (если нужно создать небольшой контур), так и использовать линзы 30 градусов или 10*60 градусов. Ниже пример с выносом светильников без оптики на расстояние 0, 6м с доворотом в сторону фасада.
Так же есть светильники со специализированной контурной оптикой. Основное их применение - ниши, оконные проёмы. Они не дают паразитной засветки в помещения.
3. Цвет свечения. Для подсветки классических зданий в большинстве случаев используется тёплая или нейтральны цветовая температуры. Эти же цвета можно использовать и на современных зданиях с фасадами тёплых цветов и будет смотреться очень эстетично и по-домашнему. Для чего-то более современного - можно добавить синий, или иные цвета, которые подчеркнут облик здания. Вот пример, как на одном здании сочетаются тёплый свет с синий и применяются светильники с различной оптикой.
Сейчас сижу и думаю, что пора заканчивать повествование. Уж больно много всего и за одну статью всё не распишешь)))
Но добавлю одно: СТЕКЛО НЕ СВЕТИТСЯ))) Поэтому делать подсветку фасадов из стекла - крайне сложная задача. На картинке выше справа как раз стеклянный фасад и наше решение, как его подсветить.
Если будут какие вопросы - пишите в комментариях, постараюсь на них ответить.