Найти тему
Ля Фам шуршит

Спасая дочь

Иногда успешная, умненькая, воспитанная девочка с жизненными планами лет в 15-16 вдруг слетала с катушек - и тогда ни материнские слёзы, ни отцовский ремень, ни увещевания педагогов, ни уговоры сохранивших адекватность подруг не действовали.

Изображение взято на сайте бесплатных фотографий Shutterstock.com
Изображение взято на сайте бесплатных фотографий Shutterstock.com

Казалось бы, до окончания школы и вручения аттестата один рывок. Уже намечен вуз и выбрана специальность. Будущее девочки в зримых очертаниях. Но вдруг её глаза на уроках стекленеют, девочка становится конфликтной и развязной, уроки пропускаются, а если её в школу всё же этапируют, то в лучшем случае она просто отсиживает от звонка до звонка. И все усилия педагогов и родителей вернуть девочку к её первоначальному жизненному плану кажутся тщетными: какой там вуз! Хоть бы аттестат получила.

Почему правильная, умненькая девочка, преодолевшая подводные камни пубертата, вдруг слетает с катушек? У каждой своя история. Например, моя бывшая ученица Лена Д., занималась, помимо учёбы в техническом лицее, фигурным катанием, ездила на спортивные сборы, занимала на соревнованиях городского и регионального уровня места, привозила кубки. Спортсменка, красавица, умница. Дисциплинированный человек.

И хотя на фоне других лицеистов Лена не блистала выдающимися знаниями, аттестат в 9 классе она получила без троек, ОГЭ сдала неплохо. Стабильный середнячок. Её с удовольствием зачислили в наш 10 класс - и еле-еле дотянули до окончания 11 класса.

Сначала я, когда на своих уроках видела пустующую парту Лены, думала, что она на очередных сборах или соревнованиях. Но постепенно стала складываться другая картина. Первые уроки бывшая фигуристка (как выяснилось, спорт к тому времени она решительно бросила) просто пропускала. Спала. Реже дома, чаще вне дома. Учиться Лена тоже перестала, в лучшем случае наличествовала на занятиях.

Замечения педагогов, беседы натыкались либо на стену равнодушного молчания, либо откровенного хамства. Мамины попытки заниматься воспитанием Лена воспринимала крайне агрессивно. Суть требований слетевшей с катушек дочери в основном сводилась к следующему: или ты отстанешь от меня со своей учебой, или ты меня больше не увидишь. И девочка в самом деле исчезала.

Мать обрывала отключенный телефон, бегала по бывшим подружкам, пытаясь выяснить, кто же так щедро предоставляет Леночке стол и дом. И, к своему стыду, выследила. Леночка уходила жить к мужчине. Я не знаю, где и как девочка с ним познакомилась, что тот мужчина ей внушал, но вкусившая любви бывшая спортсменка, красавица и умница просто стала жить одним днём, где на первое место гордо явились её нехитрые желания и удовольствия.

Для нашего лицея такие ученики нонсенс. Ещё до 9 класса лицеистов, резко потерявших интерес к нашему платному образованию, мы в исключительных случаях доучиваем, но чтобы такое было в 10-11 классе, я увидела впервые. Из всего выпуска в количестве 54 человека я поставила в аттестат только одну тройку. Конечно, Лене.

Не знаю всех деталей разговора матери с администрацией лицея насчёт целесообразности обучения Лены в стенах нашего заведения. Не вполне очевиден и смысл платить за девочку, которая не хочет учиться. Но, видимо, мама считала, что знакомые стены и окружение, замотивированные на максимальный результат одноклассники хоть как-то удержат Лену на плаву, и она действительно - благо, приключилось дистанционное обучение - дотелепалась до окончания 11 класса. ЕГЭ в тот год тоже не являлось обязательным. Так что всем повезло.

Как сложилась дальнейшая судьба Лены, не знаю, потому что к осени, когда становится ясна картина с поступившими в вузы выпускниками, я отправилась в декрет и погрузилась в заботы долгожданного материнства.

Что можно сделать с девочкой, если она слетела с катушек? Если она не слышит ни мягкие увещевания, ни решительные упрёки? Если она извергает своим хорошеньким ротиком гадости, хлопает дверью и исчезает, непонятно где и с кем, хочет только столоваться и ночевать в родительской квартире, а в остальное время занимается чем-то своим, невероятно для неё заманчивым. И здесь даже страшно подумать, чем. Если это любовь всей жизни, то это ещё лайт-вариант.

Наших подростков за порогом родительского дома подстерегает столько опасностей, что голова идёт кругом: запрещённые вещества, группы сmерти, вебкам-бизнес, экстремистские группировки всех мастей... Тот, кто не столкнулся с подростком, внезапно потерявшим вменяемость, вряд ли поймёт отчаяние и растерянность родителей этого заплутавшего во взрослом мире ребёнка.

Я часто вспоминаю одну маму, которая выбрала, на мой взгляд, с одной стороны, довольно простой, с другой, невероятно решительный и действенный метод в борьбе за свою дочь. Она обрубила дочери все каналы в нашем городе и увезла её в "деревню, к тётке, в глушь, в Саратов". И сама рассчиталась на работе, чтобы на начальном этапе быть круглосуточным жандармом при дочери, а затем поискать себе работу на новом месте.

Дело было так. Когда я работала в общеобразовательной школе, в 11 класс мне зачислили девушку из гуманитарного лицея. Я увидела приличный аттестат, хороший табель за 10 класс и подумала: в кои-то веки хорошая ученица в класс пришла, а не результат чьей-то педагогической запущенности.

Начала Оксана (так звали новенькую) довольно бодро. Посещала все уроки, хорошо работала на моих занятиях и со своими лицейскими углублёнными знаниями даже выделялась на фоне обычных школьников. Вдруг Оксана пропала за неделю до осенних каникул, вроде как заболела. После каникул ненадолго появилась - и опять "заболела". Созвонились с мамой Оксаны, и та попросила о встрече со мной.

Много удивительного сообщила мне мама Оксаны во время беседы. Оказывается, Оксану из лицея "попросили уйти". В память о былых заслугах девушке вывели за год хорошие отметки в 10 классе в обмен на обещание перевестись в другое образовательное учреждение. Причина - систематические пропуски занятий и всё ухудшающаяся успеваемость.

А затем мама Оксаны неожиданно прослезилась и сообщила, что приняла решение увезти дочь из нашего города до окончания 11 класса, поэтому она попросила оформить табель девушки за первую четверть и текущие за вторую, но Оксане ничего не сообщать о том, что она выбывает из нашей школы.

Мама не стала распространяться, что случилось с её дочерью, сказала лишь, что попытка учиться в общеоборазовательной школе была последней мягкой мерой, дочь опять "сорвалась и стала пропадать", мать подозревает худшее и влиять на дочь в окружении людей, по-видимому, ставшими сейчас важнее, чем семья, уже не в состоянии. Поэтому она, пока дочь несовершеннолетняя и не может сама принимать жизненно важные решения, забирает документы Оксаны из школы, сама же рассчиталась на работе и собирается уезжать на неопределённый срок в деревню под Белёв (Тульская область), что довольно далеко от нашего северного городка.

Поедут они в деревню с дочерью под видом визита к родственникам на юбилей, а уже на месте мать сообщит Оксане, что приняла решение остаться там с ней. Школа в деревне есть, не ахти какая, но Оксане уже терять особенно нечего. А вот Интернета зато нет, окружение же, дурно влиявшее, на её дочь, останется за тысячу километров от неё. Сим-карту (видимо, в своё время оформлялась на мать) она уже договорилась на момент отъезда заблокировать, словно в пути просто нет связи, а там уже и звонить старым приятелям у Оксаны не будет возможности.

Покричит-поскандалит, вокруг деревни побегает дочь - и смирится. Денег нет, возможности связаться со знакомыми нет, Интернета нет, а пешком далеко не уйдёт. Школа, дом - вот и всё, что будет в повестке дня её дочери. В первое время мама будет следить за Оксаной, чтобы та в острой фазе что-нибудь не выкинула, а затем, когда дочь смирится с тем, что возврата к прошлому нет, мама постарается трудоустроиться в деревне. Ну или потуже затянет пояс, если совсем с работой будет трудно.

Муж с младшим ребёнком останется в городе. К сожалению, на неопределёлённое время семье придётся расстаться, но другого выхода мама больше не видит. Надо рубить канаты, которыми Оксана связана с нынешнем опасным окружением, спасать её.

Я обещала полное содействие. Твёрдость и решительность, с которыми мама Оксаны собиралась реализовать план по спасению дочери вызывали уважение и сочувствие. Я знала многих родителей, которые долго и безуспешно пытались решить проблемы с внезапно вышедшими из-под контроля детьми, бились, кричали и плакали, и чаще всего безуспешно. Не знаю, дал ли ожидаемый результат план матери Оксаны, но это действительно был удивительный случай, показавший, на какие жертвы можно и нужно пойти семье, если ребёнок в самом деле попал в опасную ситуацию.

Примерно через неделю после того памятного разговора Оксана уехала "на юбилей" и больше в нашей школе не появлялась. Я очень надеюсь, что она, спустя какое-то время, трезвым взглядом посмотрела на себя, своих знакомых, толкавших неведомо куда, на свою семью, готовую на всё ради её спасения, очнулась и вернулась к своим прежним жизненным планам, ведь в лицей идут учиться не просто так.

Как вы думаете, сработал ли план матери Оксаны?

Знаете ли вы примеры таких же решительных действий родителей по вызволению их детей из окружения, толкающего несовершеннолетних на путь деградации и правонарушений?

Или считаете, что с такими загулявшими девочками что-либо делать бесполезно: пусть сами перебесятся и набивают шишки?

О старшекласснике, которого я считаю своим педагогическим провалом, читайте здесь=》.