Найти в Дзене

Почему самый молодой участник фестиваля иронической графики «Музыка 60 параллели» в своих работах кричит, а не смеется

Оглавление
Фото: Ирина Швец
Фото: Ирина Швец

Выставка работ художников-карикатуристов пробудет в Сургуте до самой весны. Все желающие могут ознакомиться с ними в филармонии. Среди прочих особенно выделяется картина самого молодого участника международного фестиваля, это хантымансиец Али-Владислав Алеев. Он нарисовал диптих, над которым не хочется смеяться.

Это, наверное, не столько смех, сколько крик. Моя работа несмешная, правда. У человека вместо головы панельный дом, и он смотрит в телефон, а еще топчет природу, пытается играть на национальном инструменте… Вторая часть диптиха более добрая, но и там тоже есть темная сторона.

Символы

– Какой смысл зашифрован в этой работе?

– Первая картина, если смотреть на нее всецелостно, олицетворяет человека, который живет в социуме. И ему дается выбор: жить, так скажем, в социальности, попирая определенные вещи, или в природе, гармонии и естественности. И есть вот такие пути-варианты, назовем их «междометия». Я хотел показать, что социум – это хорошо только с одной стороны, с другой стороны – это плохо, это разрушение не только окружающего мира, но и себя, потому что природа сильнее и мощнее нас, а мы пытаемся ее уничтожить, уничтожая себя. Большинство людей не задумываются об этом. Моя работа напоминает об этом людям. Это такой звоночек от жизни: «Очнись, проснись!», хотя не все, конечно же, люди «спят». Но тех, кто «спит», хочется пробудить. Я считаю, что цель и задача моего присутствия на этой земле – открыть людям глаза на красоту и созидание мира.

– В вашей работе читается еще что-то мистическое.

– Там еще тема шаманизма прочитывается. Современный мир немного другой, не тот, что был века назад, это скорее неошаманизм. Дело в том, что сейчас много различной эклетики, много религий – все это в совокупности выливается в форму неошаманизма, например тот же буддизм, как бы переплетается и тоже влияет на человека. Вообще в моей работе нет прям какого-то религиозного подтекста, скорее она про социальный момент. Про то, что человек уничтожает природу и в то же время дарит ей какие-то свои плоды. Я пытаюсь вскрыть много разных проблем. У меня так всегда: если начинаю работать над чем-то, то погружаюсь с головой и старюсь создать как можно больше символистических знаков.

-2

– Чтобы разбудить людей?

– Я понимаю, что какие-то единицы, но все равно проснутся. Ученики, студенты – люди прочитывают мой посыл, потом некоторые даже пишут, звонят и говорят, как они благодарны мне за то, что встали на истинный путь. У меня было такое не раз, со многими учениками мы общаемся и сейчас, меня это радует.

Фундаменты творчества

– Так вы педагог?

– Я преподавал в Центре искусств. Сейчас я свободный художник в Ханты-Мансийске, заведующий галереей Райшева, потом главный художник театра «Солнце» и вообще работаю в городе с разными проектами. Сейчас хочу подаваться на грант с личным проектом, который называется «Шамандеграунд». Мы хотим там представить и мерч, и музыку определенной тематики, и вообще всецелостное творчество. Я на самом деле чту людей, которые стоят у истоков искусства, всех, кто вносит большой вклад, это очень круто – общаться с ними. На мой взгляд, в России странный менталитет: молодежь не почитает тех, кто закладывает «фундамент». Даже в хип-хоп культуре не помнят про старую школу. Современная молодежь далека. Не знает имен и фамилий. А подход должен быть совершенно другим. Вот пусть я среди участников фестиваля «Музыка 60 параллели» неформал, выделяюсь, но мне интересно общение с другим поколением, со зрелыми матерыми мастерами. Я всегда вращаюсь в разных еще сферах, и мне это нравится.

– Такой вы разносторонний художник.

– Как бы пафосно это ни звучало, я нестандартный и многогранный художник и не останавливаюсь на достигнутом. Я глубоко изучаю и изучаю, и даже если осваиваю новый для себя стиль, то начинаю его стилизовать, развивать… У меня много работ, я даже могу признаться, что какие-то работы сжигал. Этот было лет семь назад. Сжигал, потому что они несли такой негативный подтекст, что это стало влиять на мою жизнь. Штук пять работ сжег – и было не жалко, потому что хочется выровнять свой жизненный путь. А когда рисуешь негативное – это как медитация, и ты программируешь какие-то вещи, но я это не сразу понял.

– Как-то вы со своей идеологией не сильно-то вписываетесь в общую команду карикатуристов.

– Мне сразу сказали: ты будешь самый молодой на этом фестивале – и мне стало интересно. Потому что я на протяжении всей жизни занимаюсь графикой, я многогранный художник и не задерживаясь в каких-то стилях, постоянно в поиске, конечно, интересно пообщаться с матерыми художниками. В Сургуте я часто бываю: то на фестивале граффити, то в «Порту». Я импровизирую по жизни и не знаю, что будет дальше с моими интересами.

Природное лекарство

– Легко ли переключаться?

– Бывает, что вот не прет рисовать, и я в этот момент начинаю делать что-то руками: диараму или создавать инсталляцию, а потом уже, если и так не прет, занимаюсь моторикой, графикой. А иногда вообще… Ну ничего не можешь сделать. Тогда идешь в лес – это единственный храм, который реально спасает. Я могу сказать это всем начинающим молодым творцам, что лес – самое лучшее лекарство от всего. Не больница, таблетки, алкоголь, сигареты. Лес. Он у нас здесь рядом, он вокруг нас, везде. В Ханты-Мансийске мы вообще живем на семи холмах и даже имена лесам даем – «млечный», «таинственный», и они все разные по энергетике. Сургут тоже окружен лесом.

– Чем же все-таки вас привлекла ироничная графика?

– Тут можно постебаться над кем-то или просто цеплять какие-то социальные темы. Мне это очень нравится. Опять же, это смежно со стрит-артом, с граффити, в совокупности это имеет некий синтез, который можно использовать и в граффити, и в стрит-арте, и в разных направлениях искусства. Это полезный навык. А в графике раньше я в основном принимал участие по шрифтам, то есть изучал типографику. Опыта работы с карикатурой у меня не было, это впервые. И хоть у меня много проектов, я благодарен вселенной за участие в этом фестивале.