После публикации статьи об актёрах-маркерах очень многие комментаторы вступились за честь Панкратова-Чёрного и посоветовали посмотреть мне фильм Карена Шахназарова “Мы из джаза”, где, по общему мнению, данный актёр сыграл лучше всего. Даже не пересматривая ещё фильм, я охотно поверил, так как очень люблю режиссера Шахназарова.
Когда-то очень давно, в детстве, я уже смотрел этот фильм. Тогда он меня не зацепил, что для ребенка не удивительно, ничего из него на сегодняшний день я не помнил, кроме Ларисы Долиной, загримированной негритянкой. В общем, пересматривал вчера “Мы из джаза” как в первый раз.
Порой очень интересно пересматривать фильмы, виденные в детстве. Очень часто то, что вызывало тогда восторг, сегодня смотрится полным примитивом (я сейчас не о детских фильмах, если что), а то, что тогда не понравилось и было не понятным, сейчас вызывает восхищение.
Что касается “Мы из джаза”, все осталось по-прежнему - меня этот фильм снова не зацепил. Нет, не подумайте, теперь я вижу, что это очень добротно снятый, качественный, приятный, добрый фильм. Я с удовольствием провел полтора часа за его просмотром, но пересматривать его снова и снова, как это бывает с другими фильмами, я его точно не буду. В моём личном рейтинге фильмов Шахназарова “Мы из джаза” располагается где-то далеко позади “Города Зеро”, “Курьера”, “Дня полнолуния” и “Зимнего вечера в Гаграх”.
Если перечисленные фильмы необычны и уникальны каждый в своем роде, то “Мы из джаза” это довольно-таки стандартная история про путь артиста к славе, про тернии и звёзды. Таких историй немало показано в советском и голливудском кино. Преодоление внешних препятствий, преодоление себя, вера в себя и в свой талант, любовь к искусству.
Вероятно, лично для меня, рассказанная история была бы интереснее, если бы я разбирался в такого рода музыке, либо, если бы история была о реально существовавших музыкантах. Например, история какой-нибудь “Нирваны” от любительского бренчания на гитарах в родительском гараже, до концертов на стадионах. Люблю фильмы “Дорз” Оливера Стоуна и “Сид и Нэнси” Алекса Кокса.
Когда понимаешь, где музыканты лажают, а где они начинают играть лучше и достигают мастерства, то наблюдать за ними гораздо интереснее и сопереживаешь им больше. В “Мы из Джаза” был один такой эпизод, когда саксофонист Иван Иванович, старорежимный солдафон, никак не мог сымпровизировать и сыграть не по нотам. В остальном же, я лично не могу понять, плохо они играют или хорошо, настоящий джаз это или нет и какой именно джаз. Почему кто-то в восторге от них, как герой Евстигнеева, а кто-то в то же время, на том же уровне мастерства, освистывает. Проблема, конечно же, не в фильме, а во мне.
Кроме того, нам не показали, когда же и как именно, эта самая джаз-банда приходит к настоящему успеху. Да и непонятно на самом деле, был ли успех. До самого конца фильма музыкантов преследовала неудача за неудачей, а потом, вдруг, мы видим их в образе популярных, увенчанных лаврами, обожаемых аксакалов в переполненном концертном зале в наши дни. Причем понятно, что это аллегория, вроде той, что была в конце Гайдаевских “Двенадцати стульев”, когда герои фильма вдруг оказываются на улицах современной Москвы. Либо, что-то вроде открытого финала в “Карнавале”, когда мы так и не узнали, что стало с героиней Муравьевой на самом деле.
Наиболее любопытным в сюжете мне показалось то, с какими именно препятствиями на пути к славе приходится бороться нашим героям. Это общие для музыкантов всех времен и всего мира нехватка денег, отсутствие профессионализма и сыгранности, личностные конфликты между участниками коллектива, череда всяких случайностей, влияние на карьеру личных вкусов и предпочтений различного начальства, наконец, конкуренция со стороны других музыкантов. Однако, есть и типично советское препятствие, в виде идеологии, бессмысленной и беспощадной, но совершенно непоследовательной при этом.
Тот же джаз, это непременно или “чудовищное порождение буржуазной культуры, нэпманский ширпотреб”, или “прогрессивная и революционная музыка наиболее угнетенного пролетарского негритянского класса США”. Музыка не может быть просто музыкой, профессионально сыгранной или халтурно, плохой или хорошей, популярной или не очень. Главный вопрос концертного начальства к музыкантам, претендующим на площадку в Москве - когда было восстание Спартака. Один начальник разрешает, другой запрещает. Сегодня джаз нельзя играть, завтра он исполняется в главном зале страны, а государство и строй, между прочим, всё те же. Никакой системы, никакого здравого смысла.
“Мы из джаза” это не просто легкая музыкальная комедия, но и серьезная сатира в том числе.
Визуально фильм - традиционно для Карена Шахназарова - прекрасен. Всё красиво, все красивы. Замечательно передана атмосфера Одессы Ильфа и Петрова и Москвы Булгакова. Картинка под стать музыке, звучащей в фильме - жизнерадостная и оптимистичная. Да и в целом фильм внушает оптимизм, несмотря на трудности наших музыкантов.
Пока Остап Бендер мечтал о Рио-де-Жанейро, белых штанах и джазе со знойными мулатками, страдая над чемоданом денег, герои фильма играют джаз и ходят в тех самых белых штанах по Москве. Да и со знойной мулаткой пьют пиво у ближайшего ларька, не покидая СССР.
Так что же Панкратов-Чёрный? Он хорош. Играет отлично, мало того, у него самая яркая и интересная роль в этом фильме. Его герой претерпевает изменения. Вначале это такой грубоватый уличный шалопай, думающий исключительно о себе и деньгах, воспринимающий музыку, как примитивное ремесло. К концу фильма это уже человек искусства, беспокоящийся об окружающих.
Остальные персонажи не так интересны, их роли попроще. Даже Костя, вроде бы центральный персонаж повествования, не так сложен. Он как был восторженным, полным энтузиазма, несколько наивным комсомольцем, фанатом джаза, так и остался им. На какое-то время впал в уныние, но быстро пришел в норму с помощью друзей.
Про остальных двоих и говорить нечего. Ну, может быть, саксофонист начал играть получше, стал меньше вспоминать свою жизнь при дворе. А вот барабанщик всё так же весь фильм жизнерадостно лупит по барабанам, нисколько не меняясь.
Да, Панкратов-Чёрный в “Мы из джаза” сыграл замечательно, но я всё же останусь при своём мнении, его лучшая роль была в “Зимнем вечере в Гаграх”. Там она крупнее, сложнее, в ней больше драматизма. Сцена, в которой герой Панкратова-Черного, уже сдавшийся и сломленный, явно не имеющий особого таланта и способностей, после смерти своего учителя, принимается снова упорно танцевать, натурально, выжимает слезу. Опять-таки, актерский дуэт с великим Евстигнеевым.
Чтобы закрыть уже эту тему, объяснюсь еще раз. Я не считаю Панкратова-Черного плохим актером. Снимаясь у хороших режиссеров, он прекрасно играл, причем главные роли, только вот продолжалось это не долго. Сломалась страна, вместе с ней кинематограф. Актер начал сниматься у плохих режиссеров, играть в плохих фильмах плохие роли, одну и ту же пошлость, превратившись в актера-маркера, если хотите, лицо или бренд плохого, халтурного и пошлого фильма. Теперь у многих зрителей фамилия Панкратов-Черный ассоциируется, прежде всего, с пошлым усатым типом из какой-нибудь отвратительной эйрамджановщины, а не с фильмами того же Шахназарова. И это печально.
В оправдание актеру можно отметить, что он хотя бы просто снимался в плохих фильмах, а не снимал их сам, приумножая поток халтуры, как Кокшенов.