Этой осенью я собиралась поучаствовать в своеобразном читательском марафоне. Кто здесь давно, знает о моей искренней и нежной любви к премии подростковой литературы Книгуру. Для остальных поясню.
Премия Книгуру существует с 2011 года. В ней могут принять участие авторы, пишущие на русском языке, и произведения, адресованные подросткам 10+. С января по июнь члены жюри принимают работы, в сентябре формируют длинный список из 30 текстов, затем оставляют 15 лучших в коротком. После этого в дело вступает детское жюри: читает отобранные произведения, голосует, пишет рецензии. По итогам их работы награждают лауреатов, их книги обычно с удовольствием печатают ведущие издательства (АСТ, КомпасГид, Самокат, Волчок, Абрикобукс и другие). Меня привлекает именно тот факт, что окончательный выбор остается за подростками.
Ну так вот. Раньше я всегда читала эти книги после оглашения результатов. В этом году собиралась сама выступить в роли ребенка, то есть прочитать последовательно все тексты и проголосовать, а потом сравнить свое мнение с мнением большинства. Но что-то пошло не так: сначала утонула в фэнтезийном цикле «Тайны Чароводья», потом вообще не могла читать из-за внешних событий. Поэтому буду следовать старой схеме: дети выбирают – я читаю.
К слову сказать, и в Длинном, и в Коротком списках много знакомых имен, чьи предыдущие произведения уже вошли в копилочку лучших современных книг для подростков. Евгения Басова, Мария Ботева, Станислав Востоков, Дарья Герасимова, Светлана Лаврова, Юлия Линде, Ольга Лукас, Ева Немеш, Лариса Романовская, Евгений Рудашевский, Дмитрий Сиротин, Ая Эн, Мария Якунина – эти имена милы и дороги моему читательскому и учительскому сердцу.
Однако сегодня хочу сделать отступление и рассказать о повести, которой вы не найдете в Коротком списке (хотя в Длинном она была). Сначала я загрустила, что автор не прошел в финал, а потом подумала, что доля справедливости в этом есть: последние два года ее произведения становились лауреатами первой и второй степени, герои запомнились и полюбились, имя писательницы прозвучало, десятки библиотек посещены, встречи с читателями проведены. Нужно дать дорогу неизвестным авторам (думаю, примерно так рассуждали члены жюри. Я же была бы рада видеть третью часть и в Коротком списке, и на пьедестале). Конечно, это…
Мария Якунина «Все в порядке, мама»
Вы спросите, как мне удалось прочитать повесть, если она не прошла в финал и не была напечатана? Все очень просто! Я, наверно, один из самых преданных и трепетных поклонников «Восьмерки», поэтому удостоилась радости одной из первых прочитать заключительную часть трилогии, которая, конечно же, в скором времени будет опубликована и доступна широкому кругу читателей.
Напомню содержание первой и второй частей (подробные статьи о них можно прочитать здесь и здесь, ссылки оставлю также в конце статьи). Девочка без имени, которую все называют Восьмеркой (по номеру капсулы, где она живет) ждет Распределения и Появления в некоем Управлении. Дети сами могут выбрать себе родителей, заочно познакомиться с ними и даже определить день Появления. Если что-то пойдет не по плану и ребенок не появится, то дальше родителей ему выбирают Смотрители. Восьмерка училась работать, дружить, любить, чувствовать чужую боль и смиряться с неизбежным.
Во второй части мы видим Восьмерку в реальной жизни. Теперь она девочка Саша, трудная, ершистая, ранимая и любящая. Она учится признавать и исправлять ошибки, ценить то, что по-настоящему важно, и сохранять любовь.
И вот теперь третья часть – «Все в порядке, мама». Детали сюжета раскрывать не могу. Скажу только, что эта книга впечатлила меня больше всего. По словам автора, она вместила в себя опыт материнства Марии, ее подруг и знакомых женщин. Этакий собирательный образ матери. С недавних пор я тоже мама (почти три года), и вопросы, волнующие героинь, меня не обошли стороной. Как соблюсти баланс между заботой и душащей опекой? Как не стать обузой, кирпичами на ногах ребенка? Как научиться его отпускать от себя? Как не погрязнуть в материнстве и остаться собой? А слишком тесная эмоциональная связь с дочерью или сыном – это хорошо для него или плохо? А если что-то случится?
В книге обсуждаются такие важные темы, как переживание утраты, возможность и необходимость прощения, честность по отношению к детям, способы поддержки человека в трудной ситуации. Интересная мысль: родных мы не выбираем, но вот они, рядом. А друзей выбираем…и они незаметно уходят, растворяются в мире.
Ну и конечно, куда без Потустороннего? В этой книге мы увидим обратную Рождению ипостась. Очень интересно и заставляет задуматься о многом.
Знаю, что в одной библиотеке читатели настолько прониклись «Восьмеркой», что даже поставили по ней спектакль. Как я их понимаю! С удовольствием повторила бы такой опыт со своими учениками!
Вердикт
Третья часть ничуть не уступает первым двум, так что причина непопадания в Короткий список точно не в качестве текста. Вся трилогия, несмотря на кажущуюся сложность тем, очень добрая, теплая, душевная, написанная прекрасным языком интеллигентного человека. Читаешь – и ощущение, как будто кто-то обнимает. Рекомендую запомнить повесть «Все в порядке, мама», а пока почитать предыдущие. Бесплатно – на сайте Книгуру. Но в книге удобнее, тем более что издана она добротно и качественно.
Мария, у меня две маленьких мечты: 1) увидеть в скором времени эту повесть изданной, а в идеале все три под одной обложкой; 2) как-нибудь приехать на одну из ваших встреч с читателями и получить автограф. Думаю, когда-нибудь сбудутся обе!
Друзья, знакомы с творчеством Марии Якуниной? А тексты нынешнего сезона Книгуру уже читали? Что можете посоветовать? И как вам вообще идея обсуждать философские вопросы жизни и смерти в детской литературе?
Если статья была интересной и вы ее дочитали, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Спасибо, что прочитали!