Найти в Дзене
Истории Алексея Боярского

Последний аргумент: экстремальный кейс по выбиванию зарплаты

Реальная история из 1990-х, написана давно, публиковалась под названием "Последний аргумент"

В славном посткризисном 1999-м году мы с моим напарником Витей работали в маленькой «нефтЕной» компании (орфография хозяина фирмы сохранена). Работали в качестве «Службы персонала и оргразвития». Витя назвался директором по развитию, ну а я главным специалистом. Жизненное кредо нашего босса звучало как «кину всех». Стартовый капитал им был заработан за 3 года до этого в результате какой-то темной истории, хвост от которой тянулся еще при нас.

Свои обязательства перед контрагентами босс выполнял плохо и пошло. Но, больше всего наш хозяин любил кидать собственных сотрудников (как наиболее беззащитную и зависимую от него категорию). Зарплата у нас платилась в «барсиках». Что, никогда не слышали про такую валюту? Ничего удивительного. Это была наша внутрифирменная единица расчета. «Барсик». Компания называлась «Холдинг «Барси» по имени нашего отца благодетеля-основателя Барсукова Игоря Юрьевича, официально именуемого президентом.

Изначально, до кризиса 1998 года зарплата всех сотрудников была, естественно, в у.е., соответствовавших по курсу доллару. После кризиса великий финансист Игорь Юрьевич оставил абсолютные значения зарплаты в у.е. в неизменном виде, только курс этих пресловутых у.е. стал назначать сам. Таким образом, ввел собственную личную валюту, котировки которой относительно рубля зависели целиком и полностью от его желания. Менялись эти котировки почти каждый месяц. Соответственно, принимаемых на работу новых сотрудников босс не всегда информировал о том, что у.е. в которых номинируется их зарплата не означают доллар. Тех же, кого все же предупреждал о «барсике», забывал предупредить о плавающем курсе последнего.

Но, это все еще мелочи. Выдача той трижды пересчитанной зарплаты была превращена в нашем холдинге в специфичный аттракцион. Во-первых, президент «Холдинга «Барси» выдавал зарплату каждому из, примерно, 50-ти сотрудников лично сам. Во-вторых, выплаты задерживались на недели, дробились, переносились на месяцы и т.д. Денег на всех всегда нехватало. Но, особенно интересным был сам процесс получения наличных из рук шефа. В назначенный торжественный момент работник переступал порог начальственного кабинета и садился в кресло перед столом хозяина. А дальше аттракцион входил в кульминационную фазу.

Босс заглядывал в свой компьютер, оглашал сумму (а мог и не огласить), доставал толстую пачку денег и начинал отсчитывать, или протягивал заранее приготовленную перетяжку. Я, например, на такие мероприятия приходил с кошельком, позволяющим дать сдачу с любой купюры. («Я буду тебе должен или ты будешь мне должен, я тебе или ты мне…- крупная неразбиваемая купюра плавает в руках босса,- я буду должен ! »). При получении заранее приготовленной пачки ее необходимо было пересчитать тут же, «не отходя от кассы». Босс мог «обсчитаться» на несколько купюр. Примерно, 50% сотрудников после получения денег возвращались на свое рабочее место, долго с калькулятором пересчитывали свою получку и не могли понять, почему получилась ТАКАЯ сумма !

Некоторые возвращались в кабинет президента, но тот всегда и всем мог «объяснить» сколько у получателя вычли за обед, за опоздания, за … И вообще, «курили свои, чаю-сахару не брали» -вот и набежало… Часто выдавалась только часть («денег больше нет»). Остаток босс обещал выплатить через неделю, в следующую зарплату и т.д. Наивным был тот, кто надеялся получить свои деньги без долгих напоминаний. Мелкие же суммы вообще «заматывались» навсегда. Само собой, уволившимся сотрудникам долги по зарплате не отдавались НИКОГДА. А составлять эти долги могли (с учетом долгих задержек выплат) размер зарплаты от минимум за один, максимум за три месяца.

На моей памяти были люди, приходившие после увольнения за своими деньгами. Охрана просто не пускала их в офис. Вот таков был наш хозяин. При этом не подумайте, что компания дышала на ладан, мы работали в общарпаном здании НИИ, а босс ходил в рваных штанах и ездил на Жигулях. Ничего подобного. Босс ездил на новом Мерседесе 300 с персональным водителем, фирма же базировалась в собственном трехэтажном особнячке с евроремонтом. В этот-то трехэтажный особнячок мы и пригласили на работу коменданта здания.

Коменданта звали Чубаров Петр Павлович. Выглядел скорее пожилым, хотя по паспорту было 43 года. До нас он работал в достаточно крупной компании с большой хозяйственной службой. Компания не пережила кризис и вот… Озвучив на собеседовании предлагаемую зарплату, мы с Витей посетовали, что это вряд ли соответствует его высокому профессиональному уровню.

- Это ничего. Я комендант опытный, для меня зарплата не главное ,- ответил Чубаров, со знанием дела оглядывая роскошную обстановку переговорной.

Мы с Витей переглянулись, усмехнувшись. Комендант был принят.

Предполагал ли комендант что-то украсть на благоустройстве здания или нет, это уже не узнать. Конечно, внешний антураж произвел впечатление, а предполагаемый объем работ и трат внушал надежду на дополнительный заработок. Но только не с нашим боссом! После осмотра здания комендант предложил хозяину план и бюджет текущего ремонта и благоустройства. План Игорь Юрьевич со смехом спустил в шредер. И выдал коменданту примерно следующую установку – делать все, что написал, но без денег…

Комендант ненадолго встал в ступор, но быстро оправился. На самом деле, он оказался действительно опытным хозяйственником и дельным человеком. Не имея бюджета, комендант честно отрабатывал свою зарплату и без дела не сидел. Лично чинил доводчики дверей, выкосил траву вокруг здания. Когда же в июле стало совсем жарко, и наш особняк раскалялся на солнце, поливал здание из шланга. Но, как все понимали, для него это было несерьезно.

Проработав в общей сложности месяца два, комендант, видимо, найдя что-то лучшее, явился в нашу службу персонала с заявлением об уходе. Зарплаты у нас он еще фактически ни разу не получал. Мы с Витей предупредили его, чтоб он подождал выдачи денег, а потом уходил. Но, Чубаров нас не понял. И ушел. Короче, остались ему должны за полтора месяца работы, за бензин (что-то комендант возил на своей машине) и за зеркало в туалет, которое Чубаров купил на свои деньги. Согласно традиции, и его босс кинул. Петр Павлович звонил пару раз, узнать когда с ним рассчитаются, но не получив внятного ответа (разговор с президентом велся всегда через секретаря), пожелал Барсукову с пользой потратить его деньги и всего хорошего. Позже мы узнали, что Чубаров нашел хорошую работу в крупном и известном агентстве недвижимости. «Холдинг «Барси» по его словам, он забыл как страшный сон.

И «Холдинг «Барси», наверное, забыл бы Чубарова, как забыл многих других, если бы в одно славное утро, примерно, через два месяца после увольнения коменданта мы не узнали, что Чубаров Петр Павлович скончался от инфаркта.

И узнали, надо сказать совсем не случайно. В приемную Барсукова позвонила жена, а вернее уже вдова Чубарова. Она сообщила разволновавшейся секретарше босса, что муж ее умер, и что по последним словам покойного наша компания осталась ему что-то должна. Вдова хотела бы получить эти, совсем не лишние в ее ситуации деньги.

Секретарша незамедлительно передала эту новость Игорю Юрьевичу, а потом побежала разносить по офису. Мы все немного обалдели и, вроде, даже расстроились. Сразу вспомнили, что выглядел комендант старше своих лет. Бухгалтер Лемке заявила, что сразу заметила у него признаки сердечника. Короче сошлись на том, что мужчины от 40 до 50 типичная группа риска, так как наиболее предрасположены к инфарктам.

А в это время, Барсуков Игорь Юрьевич вызвал к себе финансового директора, сделал наивные глаза и «уточнил, действительно ли мы что-то должны и, если должны, то сколько». А дальше, дал команду отдать вдове все, что должны, плюс добавил $300 «на похороны»…

Как все-таки странно. Уволившийся и кинутый начальник охраны офиса грозил спецслужбами и разборками, бывший бухгалтер – «сдать как стеклотару», выгнанные менеджеры обещали ославить по всей отрасли и т.д., и т.п. Никто нашего босса не напугал и, соответственно, ничего не добился. А ведь это были вполне дееспособные, разозленные, а главное – живые люди. Покойный же комендант угрозы явно не представлял. И тем не менее именно он получил сполна все, что заработал, да плюс $300 как бы за моральный ущерб. Хотя и посмертно. Смешно, правда? Видимо здесь вступают какие-то высшие силы. Может быть суеверный Барсуков боялся, что комендант будет являться ему по ночам, может просто руководствовался какими-то своими религиозными или иными принципами. Но, так или иначе не устоял перед этим последним аргументом.

Не знаю чем все это закончилось для Барсукова- являлся ли ему комендант или нет. А только через год он явился у сигаретного киоска бухгалтеру Лемке живой и здоровый. Говорил, что доволен работой в агентстве недвижимости.

Благодарю Александра Петросяна за предоставленное для публикации фото

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Читать ещё: Сантехник по прейскуранту: частно-государственное партнёрство в "Жилищнике"

#трудоустройство #работа #зарплата #юмор #1990-е #Москва #история #реальныеисторииизжизни #офиснаяжизнь #завхоз