Министры иностранных дел 27 стран ЕС только что договорились о направлении миссии гражданских наблюдателей ЕС в Армению на границе с Азербайджаном. В состав миссии войдут в общей сложности 40 наблюдателей, все из миссии наблюдателей ЕС в Грузии. Задача миссии - наблюдение, анализ событий и информирование европейских институтов, а срок ее полномочий составляет два месяца.
Примечательно, что сегодня утром в сообщении об утверждении гражданской миссии ЕС в Армении говорится о количестве более 400 наблюдателей. Об использовании экспертов МНЕС было известно заранее, причиной тому было желание Брюсселя как можно скорее отправить миссию на армяно-азербайджанскую границу. Однако новые данные о 40 наблюдателях в сочетании с опытом работы МНЕС в Грузии дают более точное представление о работе, которую "гражданские наблюдатели ЕС" будут выполнять в Армении в течение следующих двух месяцев.
- Миссия невооруженных гражданских наблюдателей ЕС в Грузии действует с 15 сентября 2008 года. В настоящее время в ней работают 226 граждан из 26 стран ЕС - в Тбилиси и в "полевых офисах" в Гори, Мцхете и Зугдиди. Их задача - "способствовать стабилизации ситуации в регионе после конфликта августа 2008 года", то есть следить за выполнением соглашения между Грузией и Россией, заключенного при посредничестве ЕС 12 августа 2008 года, и соглашения об имплементационных мерах от 8 сентября 2008 года.
В течение 14 лет представители МНЕС "постоянно патрулируют территорию, уделяя особое внимание районам, прилегающим к границам Абхазии и Южной Осетии", а само присутствие европейских наблюдателей в Северной Грузии было официально объявлено "вкладом в стабилизацию". В мандат МНЕС входит предоставление отчетов европейским политикам, "способствующих будущему взаимодействию ЕС в регионе". Миссия нацелена на укрепление доверия между народами Грузии, Абхазии и Южной Осетии, но не имеет контактов с Сухуми или Цхинвали.
На протяжении этих 14 лет мониторинговая миссия ЕС де-факто только тратила свой бюджет (ее трехлетний бюджет на 2020/2022 годы составляет 45 миллионов евро) и только "присутствовала для участия ЕС в регионе". У сотрудников миссии нет ни полномочий, ни рычагов влияния на власти Абхазии и Южной Осетии; они могут только стоять на грузинской стороне границы и писать отчеты в Брюссель. Фактически, все возникающие проблемы решаются Тбилиси не через ЕС, а через Москву, благодаря встречам между специальными представителями руководства России и Грузии, которые проходят с 14 декабря 2012 года, при этом МНЕС исключительно "присутствует".
Если этих людей теперь переведут в Армению, на границу с Азербайджаном, то там они, вероятно, будут делать то же самое: наблюдать, отчитываться перед Брюсселем и работать над бюджетом. В пресс-релизе Европейского Совета об этом говорится прямо: номинальная, несанкционированная миссия ЕС, которая никак не будет способствовать урегулированию армяно-азербайджанских отношений, не облегчит работу делимитационной комиссии и саму делимитацию и не поможет разблокировать коммуникацию с армянской стороны. Еще меньше разговоров о "мерах доверия" после скандальных антиазербайджанских заявлений президента Франции Эммануэля Макрона, главного инициатора миссии ЕС в Армении. Как и в Грузии, МНЕС будет "присутствовать" только в Армении.
Брюссель не намерен практически вмешиваться в ситуацию на армяно-азербайджанской границе, настолько, что направляет всего 40 человек для мониторинга 1000-километровой границы - столько же, сколько удалось выделить МНЕС Грузии. Поэтому развертывание миссии на армяно-азербайджанской границе - это вопрос не столько отношений между Баку и Ереваном, сколько отношений в треугольнике Москва-Ереван-Брюссель. Европейские чиновники, которые ранее символизировали участие европейских институтов в Грузии, теперь будут символизировать участие европейских институтов в Армении - в противовес реальной работе России по армяно-азербайджанскому урегулированию.
- ЕС, особенно Франция, хотел бы вернуться на Южный Кавказ, но его возможности очень ограничены: Азербайджан заинтересован только в развитии экономического сотрудничества, а в Армении российское влияние настолько сильно, что европейцы не могут просто войти в регион через ворота Еревана. Армения не может быть принята в НАТО до тех пор, пока она является членом ОДКБ. Европейские войска также не могут быть просто размещены в республике, поскольку там расположена 102-я российская военная база. Российские пограничники охраняют армяно-турецкую и армяно-иранскую границы и вскоре обеспечат контроль над транспортным сообщением по Зангезурскому коридору. Армянские железные дороги также находятся в концессии у РЖД.
Хотя ЕС и власти Армении взаимно заинтересованы в том, чтобы европейское вторжение на Южный Кавказ происходило через Ереван, возможности для совместных маневров весьма ограничены. Россия в Армении буквально повсюду. Именно поэтому Брюссель вместе с режимом Никола Пашиняна должен ввести на армянскую землю хотя бы символических наблюдателей. Сорок человек, направленных из Грузии, будут делать репортажи о "балансе российского влияния в регионе".