Найти тему
The Music That Rocks

Осколки сломанного мира. Roger Waters 'Is This the Life We Really Want?' (2017)

Приговор современности с привкусом надежды

Если кратко охарактеризовать последний на данный момент альбом экс-участника и сооснователя Pink Floyd, то можно сказать так: «Роджер Уотерс продолжает взывать к человечности и совести, призывать к борьбе и раскрытию глаз, а также клеймить на чём свет стоит современную цивилизацию под тихую музыку и интересный звуконабор».

Нужно сказать, что экс-пинкфлойдовцы не часто балуют сольными релизами, предпочитая умеренную творческую жизнь и концертные активности. Вот и очередной студийник Уотерса появился спустя 25 лет после масштабного и амбициозного Amused To Death (если не считать оперу, выпущенную музыкантом в 2005). На этот раз продюсером выступил Найджел Годрич, наиболее знаменитый своим плодовитым сотрудничеством с Radiohead и познакомившийся с Уотерсом во время продюсирования концертного альбома последнего.

Влияние Годрича можно выразить следующим образом – «Найджел редуцировал Роджера». Дело в том, что изначально альбом задумывался также концептуальным и должен был повествовать о мужчине и его внучке, расследующих убийства детей в различных частях мира. В итоге же Годрич уговорил музыканта сократить пластинку, убрать линейность повествования и дать простор поэтической стороне творческой натуры нашего активиста. В какой-то мере был поставлен вопрос о музыкальных возможностях Роджера Уотерса в условиях ограниченных условий. И в этом плане Is This the Life We Really Want? имеет свои плюсы и свои минусы.

-2

Темами, пронизывающими запись, являются жестокость и смерть невинных (шлейф первоначального замысла), безразличие и апатия современного мира, а также любовь, неизменно существующая в этих условиях.

Тем не менее, в отсутствие единой пронизывающей концепции запись сложно воспринять целиком. Да, песни продолжают плавно переходить одна в другую, Уотерс бормочет, кричит и иногда поёт, … Но в отсутствие смыслового стержня, на который крепятся композиции, получается больше набор размышлений и зарисовок пожилого мудреца на лавочке, перед которым проносится безумная и прекрасная действительность. А он по мере сил и интереса фиксирует различной глубины послания человечеству и самому себе.

Тиканье часов и бормотание обрывочных мыслей на прелюдии When We Were Young переходит в самую мелодичную Déjà vu, где почти идеально соткан союз акустической гитары, раскачивающегося ритма и оркестра. Композиция будто плывёт в воздухе, постепенно обрастая плотью, но не падая.

Очень близка к классическим флойдовским работам Picture That, чья тревожная пульсация нарастает под синтезаторные раскаты, пока поэт желчно выплёвывает образы:

Picture a courthouse with no fucking laws
Picture a cathouse with no fucking whores
Picture a shithouse with no fucking drains
Picture a leader with no fucking brains
Представьте себе здание суда без каких-либо грёбаных законов
Представь себе притон без грёбаных шлюх
Представь себе сортир без грёбаной канализации
Представьте себе лидера без грёбаных мозгов

Broken Bones по-хорошему отдаёт творчеством Боба Дилана и тут певец даже похож манерой исполнения, больше произнося, чем пропевая, строчки, лишь иногда срываясь в протяжный вой. Умиротворённая кантри-баллада, чья симфоническая мощь искусственно стеснена малой формой, но в этом и прелесть. Альбом как бы варьирует гранями, не переходя в размашистые движения. Показателен в этом плане заглавный трек, суть скрытого ужаса которого не во внешнем, но внутреннем, постепенно нарастающем чувстве тревоги и безнадёжности. А Уотерс продолжает методично забивать гвозди…

It's not enough that we succeed
We still need others to fail
Недостаточно того, что мы преуспеваем
Нам все еще нужно, чтобы другие потерпели неудачу

, а также сравнивать людей с муравьями:

And well, for instance, cutting leaves
Or crawling across window sills
In search of open treacle tins
So like the ants, are we just dumb?
Is that why we don't feel or see
Or are we all just numbed out on reality TV?
So every time
The curtain falls
Every time the curtain falls on some forgotten life
It is because we all stood by silent and indifferent
It's normal!
И хорошо, например, срезать листья
Или ползать по подоконникам
В поисках открытых банок с патокой
Так что, как муравьи, мы просто тупые?
Вот почему мы не чувствуем и не видим
Или мы все просто ошеломлены реалити-шоу?
Так что каждый раз
Занавес опускается
Каждый раз, когда опускается занавес над какой-то забытой жизнью
Это потому, что мы все стояли молчаливые и безразличные
Это нормально!

В Bird In A Gale сила этой прорывающейся внутренней империи достигает апогея, это самый насыщенный трек, грозовая атмосфера которого взрывается в конце – то ли звуком взрыва, то ли турбиной реактивного самолёта.

The dog is scratching at the door
The boy is drowning in the sea
Собака скребется в дверь
Мальчик тонет в море

Smell the Roses по звучанию напоминает Dire Straits и на ней тема тикающих часов возвращается, только уже в созвучии стука сердца и сигналов модуля реанимации.

Wake up and smell the roses
Close your eyes and pray this wind don't change
Проснись и почувствуй запах роз
Закрой глаза и молись, чтобы этот ветер не менялся

Заслуга Годрича здесь – в дистилляции музыкальной составляющей способностей Уотерса, когда первостепенное значение приобретают песни, а не идеи, вкладываемые в них или посредством которых эти идеи доносятся. И с этой задачей создатели альбома отлично справились. Но одновременно оказалась ослабленной значительная часть другой стороны кредо артиста – театральность и повествовательность, раскрытие темы, цементирующий раствор концептуальности. Исчез нерв, прожигающий треки. Is This The Life We Really Want? больше напоминает сборник песен на заданные темы, чем живой организм со своими возможностями и недостатками (как это было с предыдущими записями).

Поэтому если тут и говорить о концептуальном альбоме, то как о самом слабом в карьере Уотерса. Что же до музыки и остального, то всё зависит от точки зрения. Если для вас Роджер и его идеи воплощены, прежде всего, в текстах и атмосфере присутствия, создаваемой «методом шорохов и голосов», то на Is This the Life We Really Want? этого гораздо меньше, чем вам хотелось. Но если интересует именно музыкальное погружение, в котором слова и звуки несут вспомогательное значение, то неугомонный гениальный старик всё ещё способен удивить.

Оценка: 3,5/5

Источник изображений: www.discogs.com