Найти в Дзене
ПроРок

БЛЮЗ-РОК: когда сумма больше слагаемых. Часть 1

Бесценные читатели ПроРока, вкусив от блюзовых легенд неутомимого Сергея Беляева, исполненных вечной неизбывной тоски и мечтаний о лучшей доле угнетенного народа, не намерены ограничивать бурный поток авторской мысли рассказами исключительно о той славной эпохе и требуют логического продолжения, обращающего нас к новым именам, в чьей музыке воплощены грусть и чаяния хронологически более близкого нам поколения музыкантов. Предвижу вопрос читателей ПроРоку: "Сам-то понял, что написал?" Отвечаю: не очень. Поэтому передаю слово Сергею, он лучше справится с этой интереснейшей темой. Добрый день, блюзмены, блюзвимин, а также все любители стильной современной музыки! Сериал о Белом Блюзе безошибочно подвел нас к своему продолжению - Сериалу о Блюз-Роке. Какого цвета блюз-рок - уже не важно. Также не очень важна ГРОМКОСТЬ, на которой его желательно слушать. Совершенно не важно, из КАКИХ СТРАН те исполнители, которых вы любите в этом ЖАНРЕ музыки. И - из КАКИХ ДЕКАД. Но мы должны помнить одно:

Бесценные читатели ПроРока, вкусив от блюзовых легенд неутомимого Сергея Беляева, исполненных вечной неизбывной тоски и мечтаний о лучшей доле угнетенного народа, не намерены ограничивать бурный поток авторской мысли рассказами исключительно о той славной эпохе и требуют логического продолжения, обращающего нас к новым именам, в чьей музыке воплощены грусть и чаяния хронологически более близкого нам поколения музыкантов.

Предвижу вопрос читателей ПроРоку: "Сам-то понял, что написал?" Отвечаю: не очень. Поэтому передаю слово Сергею, он лучше справится с этой интереснейшей темой.

Добрый день, блюзмены, блюзвимин, а также все любители стильной современной музыки!

Сериал о Белом Блюзе безошибочно подвел нас к своему продолжению - Сериалу о Блюз-Роке.

CREAM
CREAM

Какого цвета блюз-рок - уже не важно. Также не очень важна ГРОМКОСТЬ, на которой его желательно слушать. Совершенно не важно, из КАКИХ СТРАН те исполнители, которых вы любите в этом ЖАНРЕ музыки. И - из КАКИХ ДЕКАД.

Но мы должны помнить одно: БЛЮЗ-РОК aka Rocking Blues начался в Британии, в Англии. 1964-1966.

Отсюда мы и будем танцевать... И ИГРАТЬ и СЛУШАТЬ, естественно!

Поехали вспять во времени и вперед - в пространстве, друзья!!!

Вот оно - начало блюз-рока.

Первая СУПЕРГРУППА, британцы, и приезжий американец с двумя англичанами. Представлять поимённо нет смысла: все помнят, кто входил в состав "Cream" и из кого создалась "The Jimi Hendrix Experience".

Мы не случайным образом выбрали именно эти две вещи из их репертуаров.

В блюз-роковых командах блюз будет играться не триолями, как ранее, а прямым восьминотным, так наз. рок-ритмом. "Правильный ритмический драйв! Непрерывность! Бас в сочетании с барабанами!"

Сравним с первоисточником Джонсона.

То же мы наблюдаем и в адаптации "Хэй, Джо", поверьте на слово: ПРЯМОЙ, straight, ритм...

А также - ориентация на РИФФЫ.

От чикагского блюза как ПРАРОДИТЕЛЯ была взята лишь ОСНОВА.

Бывший басист роллингов, наш с вами уважаемый Билл УАЙМАН, придерживается собственного мнения: блюз-рок стартовал в 1964-м и оставался на гребне примерно ШЕСТЬ ЛЕТ.

Ему можно верить: Уайман не только ПИСАЛ о блюзе и его истории перерождения в блюз-рок, но и находился при этом ВНУТРИ ПРОЦЕССА.

Что это? Блюз-рок? Или все же по-прежнему БЛЮЗ?

Решите сами, друзья...

При горячем желании к зачинателям блюз-рока можно отнести и самих роллингов, а также "The Animals" и "The Yardbirds". Однако, положа руку на сердце, признаем: в те времена они были ВЗРЫВНЫМИ ПОП-группами, идейно питающимися американским РИТМ-ЭНД-БЛЮЗОМ, либо БИТ-АНСАМБЛЯМИ, стремившимися ПЕТЬ БЛЮЗ...

В обоих случаях - это уже не блюз. Соул и ритм-энд-блюз. Из которых на глазах наших родителей рождался БЛЮЗ-РОК.

... ЕГО СОЗДАЛА ГИТАРА...

"Ну и что?" - спросите вы. "Блюзовый инструмент. А где же роль баса и ударных? Они разве не создали блюз-рок? Вместе с ГИТАРОЙ?!"

Безусловно, их роль очень высока. РИТМ-СЕКЦИЯ - одно из достижений блюз-рока. Если она МОЩНАЯ.

И всё же: гитара с громкостью НА "ДЕСЯТКУ"! Ее страшно АГРЕССИВНЫЙ, ГРЯЗНЫЙ от перегрузки, звук.

Бадди ГАЙ - герой не только блюза!

Он был Героем для юного Клэптона.

Именно после посещения одного из концертов Гая в Лондоне у Эрика возникла мысль: если блюзмены удачно инкорпорируют ритм-секцию в мелодику блюза, почему бы ни попробовать повторить это на британской земле силами британцев? Гитара, бас, ударные.

Оставалось реализовать МЕЧТУ.

"Новобранцы", "Блюз Разрушители" Мэйолла - мы о нем упоминали в прошлом сериале и еще вернемся к Патриарху - и, наконец, пауэр-трио "СЛИВОК". И то, что они играли - это не только БЛЮЗ-рок, как в "Рождённом" пера Альберта КИНГА, еще одного клэптоновского героя. Это и САЙКЕДЕЛИК, и ХАРД. И всё же: "Крим" - недосягаемый образец британского блюз-рока, в первую голову.

Но "Cream" лишь частично воплотили мечту первого британского гитарного героя, - "Eric is God", помните? - о собственном блюз-трио. Музыканты и сами не заметили, как вместо одного 100-ваттного комбика на сцене появились два, потом три, в конце концов - СТЕНА из динамиков и усилителей. Блюз-рок, оказывается, без ХАРДОВОГО антуража и тяжелого саунда звучал не очень убедительно.

В итоге явились новые СТИЛЬ и ЖАНР. Они основывались на гитарных РИФФАХ, импровизации (!), как у блюзменов прошлого, не знавших нотной грамоты, но знавших свой ИНСТРУМЕНТ. А также - на запредельной МОЩНОСТИ. И - что очень важно! - на МАССОВОЙ аудитории! Американские патриархи играли и для десятка-другого человек - и это было нормой!

БЛЮЗ-РОК ТРЕБОВАЛ НОВЫХ ЖЕРТВ И УСТУПОК.

Вот они - знаменитые блюз-роковые дисторшны, фидбэки и ИМПРОВИЗ!

ВЫВЕЗЕННЫЙ с исторической Родины в Лондон и вступивший В ИГРУ одновременно с "Крим" Хендрикс до сих пор поражает каждого неофита бурной фантазией в обращении с ЭЛЕКТРОГИТАРОЙ!

Для Джими не существовало границ. Его версия хаулинвулфовского "Killing Floor", сыгранная им при знакомстве с Клэптоном, окончательно ДОБИЛА "Бога".

БЛЮЗ-РОКУ БЫЛО СКАЗАНО: "Быть!"

Как далее блюз-рокеры нарушали ПРАВИЛА и ГРАНИЦЫ дозволенного - мы расскажем в следующей Серии, друзья!

Stay tuned! Blues is God!

(C) Сергей Беляев, 2022

-3

От ПроРока: Сергею огроменное спасибо!!! Он предложил мне закончить эту часть вещами Хендрикса и Клэптона на мой вкус. Я выбрал эти две.

Кто не лайкнул, тот... еще может это сделать. И комментарии очень хочется почитать. Будьте щедры на них! До следующей серии!

Предыдущие блюз-материалы Сергея Беляева находятся в подборке по ссылке. Добро пожаловать!

Черно-белый блюз