Найти тему
1Самоделки

Оторвался струнодержатель гитары. Как отремонтировать гитару самому

Оглавление
Отвалилась подставка–струнодержатель. Как отремонтировать гитару самому
Отвалилась подставка–струнодержатель. Как отремонтировать гитару самому

Отвалилась подставка – струнодержатель. Как отремонтировать гитару самому.

(Простыми словами, для начинающих мастеров)

Что делать, если достаете из чехла гитару, а подставка-струнодержатель отвалилась и, поэтому, «сбацать» три любимых аккорда не получается. Случай не редкий. У меня было такое на двух гитарах.

Первый раз подставка все-таки держалась на каких-то «соплях» клея и даже удавалось на ней играть, но это привело к тому, что дека под подставкой постепенно деформировалась и пришлось ее серьезно шлифовать, чтобы выровнять деку и приклеить подставку на корпус гитары.

Второй раз подставка отвалилась сама, пока спокойно стояла в гитарном чехле. Однако, без шлифовки деки и самой подставки-струнодержателя не обошлось, поскольку подставка оторвалась вместе со щепками от верхнего слоя фанеры деки. Напоминаю, фанера состоит из тонких слоев древесины, склеенных между собой.

Итак, что делать? Прежде всего не паниковать. Если подставка-струнодержатель отвалилась совсем, то вам повезло. Осталось лишь приклеить ее на место. Если она частично отклеена, то нужно приложить дополнительные усилия - снять струны и постараться ее как-то оторвать или отрезать от деки любыми подручными средствами, только аккуратно. Желательно не медлить со снятием струн с гитары, чтобы дека не деформировалась. Или хотя бы просто ослабьте струны.

Трещины между обичайкой и нижней декой и под сапогом грифа гитары
Трещины между обичайкой и нижней декой и под сапогом грифа гитары

Осмотр дефектов гитары

Далее осматриваем корпус гитары и заглядываем внутрь. Возможно из-за того, что пока ваша гитара стояла в углу, она постепенно превратилась в антикварный предмет, а клей высок, потрескался и уже не удерживает детали гитары между собой так хорошо, как раньше.

Этой гитаре лет 50, поэтому клей уже старый и весь потрескавшийся. И я обнаружил щели в нескольких местах там, где раньше был клей. Щели были между обечайкой и верхней декой в нескольких местах и между обечайкой и пяткой грифа – там, где наибольшее напряжение гитары.

Такие же проблемы с клеем я обнаружил при осмотре внутренностей корпуса через отверстие резонатора.

Трещина между обичайкой и верхней декой гитары
Трещина между обичайкой и верхней декой гитары

Выбор клея для ремонта гитары

По всему видно, что гитара склеена мездровым клеем. Это натуральный клей животного происхождения. Сто лет назад только натуральные клеи на животной или рыбъей основе использовался почти для всей столярки. Отличные клеющие свойства, но сейчас такие клеи почти не используются, поскольку чтобы древний клей использовать, нужно «танцевать танцы с бубном», а у современного человека на это не хватает времени. Поэтому этот вариант ремонта гитары я рассматривать не стал.

Пришлось искать современные аналоги, близкие по свойствам к мездровому клею, и экспериментировать с ними. Благо технологии не стоят на месте. Клей должен хорошо проникать в структуру древесины, быть не очень мягким, чтобы не ухудшить звучание гитары и не слишком жестким, чтобы подставка не отвалилась от деформации и вибрации.

Экспериментировал на деревянных брусках, которые прижимал друг к другу небольшими струбцинами. После высыхания просто разрывал бруски руками. Лучше всего для дерева, как всегда, показал себя обычный безымянный ПВА, который был под рукой. Поскольку бруски удалось отрывать только вместе со слоем дерева.

Поскольку технологии не стоят на месте, новых разновидностей ПВА появилось много. Попробовал Titenbond II Transparent и Titenbond III Ultimate. Последний показался лучше. Но это чисто интуитивно. При попытке разорвать бруски, обрыв происходил не в месте склейки, а рядом – на самом дереве. Очень хороший показатель.

Конечно же, есть и другие клеи, которые могут работать не хуже указанных выше, но желательно их испытать перед склеиванием гитары. Ремонт гитары не терпит спешки. А натяжение струн дают большую нагрузку на струнодержатель, а следовательно на место его склейки с декой.

Сразу после склеивания деки и струнодержателя. Клей ПВА еще не высох.
Сразу после склеивания деки и струнодержателя. Клей ПВА еще не высох.

Подготовка поверхности подставки-струнодержателя гитары к склеиванию

Поверхности для хорошего склеивания должны идеально совпадать друг с другом, поэтому их нужно хорошо зачистить. Поверхность струнодержателя очищаем от кусков приклеенной древесины, поверхность деки очищаем от неровностей, оттуда же были вырваны эти куски древесины, которые теперь приклеены к подставке-струнодержателю.

Поскольку случаи бывают разные, то и подход к выравниванию поверхностей должен быть разный. Если вы не занимаетесь на регулярной основе ремонтом гитар, то и специальных инструментов у вас наверняка нет. Поэтому используем подручные средства.

Берем наждачную бумагу крупной зернистости, например от 60 до 80, кладем ее на ровный стол и трем на ней подставку до тех пор, пока не очистим от прилипшего дерева и старого клея. Потом берем бумагу с зернистостью помельче, например от 80 до 120 и выравниваем поверхность, которую будем клеить к деке. Можно повторить процедуру на наждачной бумаге с более мелкой зернистостью, от 120. Но это уже, по-моему, удовольствие для особо упертых трудоголиков. Основная задача – добиться, чтобы поверхность была ровной, а не зеркальной.

Подготовка поверхности деки гитары к склеиванию

Если деку выгнуло горбом, значит берете небольшой, но ровный брусок дерева и оборачиваете его крупной наждачной бумагой. Можно купить в хозтоварах специальные держатели для наждачной бумаги, но они рассчитаны на большие площади, а вам желательно не испортить лакокрасочное покрытие деки, иначе добавите себе работы. Поэтому нужен максимально компактный инструмент, который вы можете сделать своими руками.

Прикладываем струнодержатель к тому месту, где он должен быть и карандашом отмечаем его периметр. Приклеиваем бумажный скотч снаружи по отмеченному периметру, чтобы предохранить лакокрасочное покрытие от ваших усилий при работе с наждачной бумагой. Если деку сильно выгнуло, возможно придется взять площадь зачистки пошире.

Берем брусок с крупной наждачной бумагой и трем то место, куда мы планируем приклеить подставку. Но не сильно усердствуем! Все время помним, что фанера на деке не такая уж и толстая. Можно протереть до дыр или сделать деку настолько тонкой, что держаться струнодержателю будет не на чем. Стараемся не выходить за пределы обклеенной скотчем территории. Работа нудная, но без этого не обойтись. Нужно очистить поверхность от бугров старого клея и снять поврежденный слой фанеры.

Через какое-то время обнаружите, что углы и края прорабатываются плохо. Берем строительный нож или другой подобный инструмент и аккуратно, без усилий подрезаем и подравниваем место для приклеивания держателя для струн. Когда выровняли поверхность деки, подчищаем более мелкой наждачной бумагой. Главное сделать поверхность ровной, а не зеркальной, и не протереть деку насквозь или сделать слишком тонкой. Для проверки берем подставку и прикладываем на то место, где шкурили. Если она не качается, как на качелях, значит все нормально.

Клей. Прижимание струнодержателя к деке гитары подручными средствами.
Клей. Прижимание струнодержателя к деке гитары подручными средствами.

Приклеивание держателя для струн к деке гитары

Читайте инструкцию производителя на упаковке клея – это самый главный совет. В случае применения любой разновидности ПВА, можно промазать клеем обе склеиваемые поверхности, приложить друг к другу и оставить на сутки в покое. Но всегда читайте инструкцию производителя!

Очень желательно прижать поверхности друг к другу большими струбцинами. Если вы не занимаетесь ремонтом гитар на регулярной основе, то наверняка у вас больших струбцин нет, а покупать их на разовую работу нет смысла. Да еще и наищетесь такие струбцины. Можно сделать самодельные, если хотите. А можно опять использовать подручные средства бруски, веревку, провод скотч, гантели и так далее. Главное – хорошо и равномерно прижать струнодержатель к деке, но так, чтобы не сломать гитару. И вытираем излишки выдавленного клея сухой или слегка влажной тряпкой.

Через сутки, или спустя столько времени, как у вас написано в инструкции производителя клея, освобождаем гитару от струбцин или от того, что вы там придумали вместо струбцин.

Если у вас остались щели по краям струнодержателя, их можно залить тем же клеем, которым вы клеили. Если вы клеили ПВА, то он дает усадку, поэтому щели можно залить еще несколько раз. Когда клей ПВА влажный, он белый, когда высохнет, он будет бесцветный. Излишки клея ПВА легко вытираются тряпкой или слегка влажной тряпкой, пока клей не высох.

Приклеенный струнодержатель в деке гитары.
Приклеенный струнодержатель в деке гитары.

Приклеивание других деталей гитары.

Приклеивание деки к обичайке и каблука грифа к обичайке гитары, а также внутренних частей делаем по такому же принципу. Готовим поверхность, если возможно. Заливаем клей и прижимаем, как можем. Вытираем лишний клей и оставляем на сутки.

Если хотите получить другие лайфхаки по ремонту гитар, подпишитесь на блог.