4 октября гражданская оборона Российской Федерации отметила 90-летие со дня основания. В этот день была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны.
У истоков этой системы в Бурят-Монгольской АССР стоял ветеран Великой Отечественной войны Прокопий Манюшкинович Маханов, оставивший надпись на стенах Рейхстага. В этом году он отметил бы вековой юбилей. Своими воспоминаниями о легендарном отце с нами поделились его сыновья — Виктор и Василий.
— Как вы можете охарактеризовать отца?
— Он очень любил природу, животных, со школьных лет отец хотел стать геологом, но война внесла свои коррективы. По характеру был спокойный, но в то же время человек с широкой душой и очень смелый. Вчерашний школьник, 16 июня 1941-го окончивший школу в Иркутской области, уже спустя неделю пошел добровольцем в армию. Но сразу на фронт его не отправили, сначала в Омской военной школе готовили к военным действиям на противотанковом орудии.
Отец прошел все этапы военного лихолетья в должностях наводчика, командира противотанкового орудия, командира расчета, награжден многочисленными наградами. Уже после войны продолжил жизненный путь на знакомом поприще.
Окончил высшую политическую академию им. Ленина. Во время учебы встретился с землячкой, с нашей мамой, которая училась в институте народного хозяйства им. Плеханова. Вместе они создали семью. После окончания академии ему предложили продолжить службу в Германии или Забайкальском военном округе. Конечно, он выбрал Забайкалье, поближе к родине.
— Ваша мама к его такому рвению в этом направлении как относилась?
— Всегда относилась с понимаем, рассказывала, как приходилось часто переезжать при смене места службы папы. Он — на службе, она — с детьми. Благоустроенных домов не было, соответственно, комфорта практически никакого. Наша мама как настоящая жена офицера всегда следовала за отцом.
Он служил на должности заместителя командира дивизии, начальником политотдела специальных частей. Затем в 1961 году был направлен в Улан-Удэ для того, чтобы организовать службу гражданской обороны Бурятии. Тогда во всех регионах нашей страны стали организовываться штабы гражданской обороны. Он стал первым начальником штаба ГО в нашей республике.
— Многие современные обыватели не понимают, что такое гражданская оборона, какие задачи она выполняет. Перечислите, какие мероприятия проводились им конкретно?
— Это был тяжелый послевоенный путь. В первую очередь он занялся именно комплектованием организаций гражданской обороны, особенно крупных объектов — локомотивовагоноремонтного завода, на авиационном заводе и других промышленных предприятиях. Важнейшей задачей тех лет являлось формирование сил гражданской обороны и строительство защитных сооружений, противорадиационных укрытий, складов. Большое внимание уделялось практическим отработкам мероприятий гражданской обороны — учебным занятиям с личным составом и тренировкам. Одно из его нововведений — курсы гражданской обороны, их возглавил тоже бывший военный, Герой Советского Союза Виктор Степанович Макаров. Именно с того времени стало проводиться обучение населения республики в области гражданской обороны. Большую работу отец провел по организации санитарных дружин не только у нас в городе, но и в районах республики.
В 1969 году начальником штаба гражданской обороны СССР был назначен маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. В этом же году он проводил крупномасштабные учения и лично проверил работу штаба гражданской обороны Бурят-Монгольской АССР. За ходом учений тогда наблюдала монгольская делегация, две медали у отца сохранились за эти учения от них. Василий Иванович Чуйков дал высокую оценку работы штаба гражданской обороны Бурятии. Он отметил, что у руля стоит деловой, практичный человек, который организовал по-настоящему работу не только штаба гражданской обороны, но и всех формирований.
— Чем Прокопию Манюшкиновичу приходилось жертвовать ради любимого дела?
— Он практически не отдыхал, всегда был в работе, на телефоне. В служебной машине была рация, по которой часто приходилось переговаривать. Днем и ночью вопросы решал.
Нам, сыновьям, папа предлагал податься в военное направление, но, вспоминая его дежурный чемоданчик, частые командировки, отъезды в любое время суток, мы служить в Советскую армию не пошли, он и не настаивал.
Отец проработал в штабе ГО до 1973 года. После он был оформлен в запас и продолжил работу в правительстве Республики Бурятия, где курировал работу штаба ГО. Затем состоял в совете старейшин при президенте Бурятии. До последнего он оставался в системе ГО. Проводил большую работу среди населения, занимался обучением личного состава, обменивался опытом с молодым поколением. Мы часто вспоминаем его практические дела в работе гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.