По какой причине страховые выплаты по ОСАГО меньше реальной стоимости ремонта автомобиля – вопрос, который касается каждого владельца автомобиля. Рассказываем, почему так.
Оценивать реальную стоимость ремонтных работ было бы гораздо проще, если бы существовали единые стандартыстоимости ремонта автомобиля. Но на сегодня в России таковых нет. Каждый сервис и каждый специалистсамостоятельно устанавливает цены на свои работы.
В автосервисе дорого, а в «гаражах» дешевле – давно сложившийся стереотип. Не имеющий, однако, подтверждения. Стоимость ремонта автомобиля зависит от квалификации мастеров, качества материалов и используемого оборудования.
Справочник РСА
В настоящее время цены на материалы, запчасти и работы по ОСАГО определяются в соответствии с главой 6 Единой методики. А именно формируются справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-час работ.
В пункте 6.1 главы 6 Единой методики указано:
«Справочники формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - профессиональное объединение страховщиков), с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов), под которыми в настоящем Положении понимается территория субъекта Российской Федерации.».
Если говорить простыми словами, то за справочники отвечает РСА – Российский союз автостраховщиков.
В 2021 году начала действовать новая редакция Единой методики, в которой прописали использование взаимозаменяемых деталей, аналогов. На эти аналоги должны быть сертификаты. А все, что продается на территории РФ, сертифицировано. Даже детали самого худшего качества.
С принятием новой редакции Единой методики автомобилистам формально предоставили возможность проверять эти справочники и писать замечания. Но на делеэто практически нереально. В справочнике нет возможности выбрать интересующую модель автомобиля и деталь – просто загруженные картинками список каталожных номеров и предлагаемая им цена. В каталоге множество недоработок, и все в нем словно сделано так, чтобы никто не захотел этим заниматься.
Несовпадение реальной и заявленной стоимости
Еще одной проблемой в вопросе заниженной страховой компанией стоимости ремонта является несовпадение цены, заявленной страховщиками, с рыночной. Например, стоимость окраски одного элемента по ОСАГО составляет в среднем 5000 рублей. Но при этом меньше, чем за 10 000 рублей, за такую работу не возьмется ни автосервис, ни даже частный специалист.
Так кто виноват и что делать?
Резюмируя все вышесказанное, для изменения данного вопроса необходимо полностью пересматривать правила и способы определения стоимости деталей, материалов и работ. За справочники должны отвечать другие люди и структуры, у которых нет никакой личной заинтересованности.
И самое главное: если выплаты от страховой компании недостаточно для ремонта автомобиля, то вы спокойно можете требовать с виновника аварии разницу между реальной стоимостью ремонта и тем, что выплатила страховая компания. Размер ущерба при этом не имеет значения. И все это на законных основаниях, в соответствии с Гражданским кодексом. Ну а если вы не знаете, как это сделать, то в «После ДТП» всегда готовы прийти на помощь.