Какой же была обувь у наших предков? Нам не совсем понятно, как можно в сырую погоду ходить в лаптях и сохранять ноги в тепле! Мы часто говорим о берестяных изделиях, но воспринимаем их как сувенирные. А между тем – это не сказка, что лапти, выплетенные из бересты - из древесной коры, были главной обувью у наших предков. А под стать носкам, которые в наше время у нас в обиходе, нашим предкам служили онучи.
Онучи – подвертки были шерстяными и портяными, вывязанные или из отрезков холста, которыми с особым мастерством обвертывали ноги и лишь потом надевали обувь. Обернуть ноги онучами в это холодное осеннее время - значило тщательно обмотать, чтобы онучи не сползли, не сбились в ходьбе, не размотались. Береста переплеталась с таким искусством, чтобы онучи не промокли. Подвязывались лапти – оборами, в переплет крест - на крест до колена. Лапти без обор плели – для дома и для двора.
Онучи были важной частью обуви. В перечне крестьянской обуви о лаптях сказано: «Из лык плели – лычники, из мочалы – мочалыжники, из коры ивы – верзни, из бересты – берстянки, из вяза - вязовики, из дуба – дубовики, из тонких кореньев – коренники, из соломы – соломенники». Одни предназначались для поездки в гости, другие – праздничные, свадебные, для работы в хлеву. Лапти для осени были с высокими задниками, в виде башмаков, по щиколотку, их носили и с привязью, и без привязи.
Из кусков выделанной свиной кожи, из коньей, а порой и какой-то другой с мехом, шили или вернее гнули поршни, моршни, подобия сапог. Это уже -чтобы перебиться до зимы.
В этот день святая Злата златы онучи ладить заповедует, теплом обутку оснащать. В этот день и малому, и старому выкраивают обертки на ноги. Без онуч да без лаптей – сиди на печи!