Найти тему
Коммерсантъ

Безопасность по-фински

Финляндия готова экспроприировать имущество россиян. В случае необходимости власти могут прибегнуть к таким действиям, заявил в интервью газете Aamulehti министр обороны страны Антти Кайкконен. По его словам, речь идет об объектах, которые расположены на территории «важной для безопасности государства». Однако он не уточнил, этот вопрос рассматривается непосредственно сейчас или только в качестве гипотетической меры на перспективу.

   Фото: Lehtikuva / Antti Yrjonen / Reuters
Фото: Lehtikuva / Antti Yrjonen / Reuters

Насколько такое решение Хельсинки легитимно? Партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей уверен, что все необходимые для этого инструменты у Финляндии есть: «Если говорить о недвижимости, которая заморожена в результате санкций, это одна история. Если о приобретенной и расположенной в приграничных районах после введения запрета — другая, поскольку прямолинейный механизм влияния на такие объекты отсутствует.

Если они пытаются привязать все это к санкциям, например, со стороны Евросоюза, то накладывать национальный режим ограничений сверху нельзя. Последний надо рассматривать отдельно от санкций и не примешивать их сюда. Возможность конфискации в любом случае существует в отношении практически каждого объекта недвижимости на территориях практически любого развитого государства.

В России, например, тоже есть механизм изъятия, который предусматривает справедливую компенсацию, вплоть до продажи по рыночной цене. Поэтому решение Финляндии спорное с точки зрения того, как будет применяться этот механизм. В теории он есть, но он связан никак не с санкциями, а с вопросами национальной безопасности и использования для нужд государства.

Чисто теоретически нельзя исключать, что какие-то объекты собственности будут конфискованы, но при этом опять же с обязательством выплаты.

Когда возникают вопросы национальной безопасности, это как в американских фильмах, вопрос национальной безопасности и все. Дальше уже никто ничего не спрашивает. Есть, конечно же, механизмы обжалования, и в России даже есть прецеденты в похожих ситуациях, но они, скорее связаны с процедурными моментами, с отнесением той или иной недвижимости к объектам, которые подпадают под изъятие с размером компенсации».

Но много ли у россиян активов в Финляндии? До 2014 года граждане активно покупали недвижимость в соседней стране, отмечает главный редактор портала Prian.ru Филипп Березин: «Спрос со стороны граждан России поднял цены в озерном крае на юго-востоке страны. Тогда счет шел на тысячи сделок в год. По-моему, даже были годы с лучшим результатом. После 2014-го их число резко сократилось — было примерно 200-250.

Впрочем, в конце 2020-го, в 2021 году число заключенных договоров возросло. Это было связано с тем, что были ограничения на перемещения из-за коронавируса. А Финляндия разрешала въезд собственникам недвижимости. Соответственно, люди стали покупать относительно недорогие объекты. Очень многие россияне имеют второе гражданство или финский ВНЖ. То есть, являясь гражданами России, у них есть определенный статус в Финляндии.

Поэтому число людей, которые владеют недвижимостью в этой стране, но никак с ней юридически не связаны: не имеют ни резидентства, ни тем более гражданства, я бы оценил в несколько тысяч человек, может быть, в 3-4 тыс.

Непосредственно на границе никто объекты и раньше не покупал, речь все-таки идет о некоторых удаленных местах, например, о Иматре, Лаппеэнранте — города расположены неблизко к границе, но все-таки это несколько десятков километров. Юго-восточная Финляндия и Хельсинки — это, по сути, два основных направления, которые интересовали россиян. В наши времена начинаешь верить во что угодно, но мне все-таки этот шаг пока кажется маловероятным».

30 сентября Финляндия закрыла границу для россиян. Проехать в страну можно только по семейным обстоятельствам, на лечение, работу или учебу.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru