Посмотрела на днях "Марию-Антуанетту" по совету читательницы Гали в ключе разговора о том, что Романовы шли на убой послушно, как коровы.
Действительно, сюжеты о французской и русской монархии перекликаются в точке их несвободы. В фильме много внимания уделено тому, как двор требует от дофины исполнения ритуалов и обычаев, которые для нее неприемлемы и которые ее истязают и унижают. Цепь начинается на пересечении границы Франции, где у девушки отнимают любимого мопса. Дофина плачет. Потом ее раздевают и обличают в новое платье. Раздевают в прямом смысле, при прислуге. Это так странно и унизительно. В следующей сцене ее лицо непроницаемо. Над ней фактически надругались. Но у нее была цель.
Параллельно читаю мемуары великого князя Гавриила Константиновича. При русском дворе унижений не было. Но были свои порядки. Князей обучали индивидуально, им не полагалось ходить на занятия в университеты. Как раз младшие братья Гавриила совершили прорыв под руководством своего наставника, и были полноценными слушателями и посетителями университетских занятий. А ведь это значит, что они могли брать книги в библиотеке, вести беседы на интересующие их темы. Старшие их братья на своем домашнем обучении такого делать не могли.
Мне интересно, изучали ли они работы Дарвина. И вообще, как их воспитатели относились ко всей новой мысли той поры. Имели ли князья доступ к альтернативным книгам.
Мы сегодня намного свободнее. Вольны жить, как хочется. И указ родителей нам не указ. И ритуалов никаких нет. И обычаев тоже.
Можем читать, что хотим, и обсуждать идеи тоже можем.
Что мы сделали с этой свободой? Насколько устойчивы оказались к пагубным влияниям, глупостям, выкинутым перед нами. Насколько смогли оценить информацию, к котором имеем доступ, вместо того, чтобы принимать все взаправду.