Правда ли, что Лев Толстой ходил босиком, Антон Чехов не расставался с тростью и пенсне, а Владимир Маяковский был образцом стиля? Супер Издательство решило выяснить, как на самом деле одевались великие писатели!
Лев Толстой
«Они шли по городу, когда мимо них проехал какой-то господин на долгуше, опершись руками без перчаток на палку, упертую в подножку.
— Как видно, что этот господин какая-то дрянь, — сказал Лев Николаевич, обращаясь к брату.
— Отчего? — спросил Николай Николаевич.
— А без перчаток» (биограф Павел Бирюков).
На многих портретах Лев Николаевич предстает в более чем скромной одежде, однако в молодости он был тем еще щеголем: в Петербурге граф предпочитал одеваться у самого лучшего портного — Шармера. И только после переезда в Ясную Поляну в 1870-х писатель пристрастился к тем самым свободным фланелевым либо хлопковым блузам, которые носил неизменно навыпуск и перехватывал ремнем. Именно благодаря Толстому такой стиль одежды до сих пор именуется «толстовкой».
«Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон» (Лев Толстой).
А вот то, что классик якобы разгуливал по усадьбе босиком, — миф. Точнее, часть художественного вымысла Ильи Репина, который в 1901 году написал «Лев Николаевич Толстой босой». Но писатель действительно предпочитал простую крестьянскую одежду, что порой оборачивалось даже курьезными случаями:
«в одну из репетиций сторож собрания доложил мне, что какой-то мужик… желает непременно видеть меня и требует, чтобы его пустили в залу. «Мы его и гнали уже, да не идет», — добавил сторож. Я побежал вниз в швейцарскую, догадавшись, кто этот… мужик, и через несколько минут ввел в залу, к великой радости участвовавших в пьесе, Льва Николаевича, принятого за «мужика» сторожами ввиду его более чем скромной верхней одежды» (общественный и театральный деятель Николай Давыдов).
Николай Гоголь
«Братец был большим франтом: у него всегда в чемодане было несколько сюртуков разных цветов и целая коллекция жилетов» (сестра Ольга Гоголь).
Писатель умел удивлять и даже шокировать окружающих пестрым внешним видом: он имел редкий талант подбирать одежду несочетаемых цветов. Так, однажды явился в бирюзовом жилете, желтых брюках и красном платке на голове! Вообще же жилеты и платки были наилюбимейшими предметами гардероба Николая Васильевича — он даже шил их самостоятельно.
Антон Чехов
«Пора запасаться летним платьем. Шляпу куплю удивительную и вообще намерен франтить» (Антон Чехов).
Со школьных времен мы помним Антона Павловича в пенсне, галстуке-бабочке и с неизменной тростью. На самом же деле эти аксессуары стали частью его стиля лишь в зрелом возрасте. Так, пенсне прописал врач в 37 лет — из-за прогрессирующего астигматизма.
«У меня гостит в настоящее время глазной врач со своими стеклами. Вот уже два месяца, как он подбирает для меня очки. У меня так называемый астигматизм — благодаря которому у меня часто бывает мигрень, и кроме того, еще правый глаз близорукий, а левый дальнозоркий. Видите, какой я калека. Но это я тщательно скрываю и стараюсь казаться бодрым молодым человеком 28 лет, что мне удается очень часто, так как я покупаю дорогие галстуки и душусь Vera-Violetta» (Антон Чехов).
Еще один миф о Чехове — якобы писатель предпочитал работать в халатах. Однако такой предмет одежды был в его гардеробе лишь в единственном числе — купленный в 1897 году в крупнейшем магазине готового платья «М. и И. Мандль».
«Никогда не видал его в халате, всегда он был одет аккуратно и чисто. У него была педантическая любовь к порядку — наследственная, как настойчивость, такая же наследственная, как и наставительность» (Иван Бунин).
Сергей Есенин
«Голубая рубашка, балалайка и особенно сапожки, напоминавшие былинный стих “возле носка хоть яйцо прокати, под пятой хоть воробей пролети”» (поэт Сергей Городецкий).
Многие представляют Сергея Есенина в лаптях и рубахе — настоящего крестьянского поэта. Но это был не более чем сценический образ для поэтических вечеров. На самом же деле он любил носить штиблеты, пиджаки и шляпы-цилиндры.
Владимир Маяковский
«Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук» (Владимир Маяковский).
По фото и портретам можно судить, что знаменитый футурист был тем еще модником и шопоголиком, предпочитающим небрежную одежду. На самом же деле он ценил чистые, комфортные и аккуратные вещи, которые носил несколько лет кряду. А что же касается незабываемого стиля… он менялся в течение всей жизни.
«Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида…» (Владимир Маяковский).
Будучи футуристом, Маяковский частенько экспериментировал с внешностью, покупал эффектные вещи, за что его прозвали «поэтом-корсаром» и «анархистом-нигилистом». Однако за яркой и вызывающей одеждой он скрывал свою чуткую и ранимую натуру так, чтобы об этом никто не догадался.
В 1920-х поэт стал настоящим франтом — покупал одежду в Париже или от фирмы Old England. С тех пор Владимира Маяковского знали как элегантного мужчину с кепи, галстуком, тростью и неизменными папиросами «Северная Пальмира» и «Герцеговина Флор».
Стиль какого писателя более всего ближе вам? На кого бы хотели быть похожи?