Несколько лет назад ученый начал читать онлайн-лекции, но теперь про него снова ничего не слышно.
Еще школьником завоевал золотую медаль на Международной математической олимпиаде в Будапеште, преподавал в американском университете Беркли, доказал гипотезу Пуанкаре, над которой десятилетиями бились величайшие ученые, — Григорий Перельман всегда был гением, но известным на весь мир стал после одного конкретного случая.
В 2010 году Математический институт Клэя присудил ему премию размером в 1 млн долларов. Любой другой человек на месте Перельмана, еще даже не получив деньги, начал бы думать, как их потратить, но математик неожиданно для всех отказался от вознаграждения и вернулся в крохотную квартирку в Купчино, где провел детство.
Как он живет сейчас, выяснили корреспонденты «КП-Петербург».
Еще 10 лет назад имя Григория Перельмана обсуждали даже те, кто далек от мира науки, а у подъезда ученого постоянно толпились его поклонники и журналисты. Их интересовал только один конкретный вопрос: не то, за решение какой проблемы гений возьмется дальше, а почему он пренебрег крупной суммой?
«Не хотел оставлять себе, раздал бы нам», — перешептывались в толпе, но с каждым месяцем народу у дома Григория Яковлевича становилось все меньше и меньше.
Сейчас его адрес уже никто не вспоминает, но при этом у гения все еще остаются почитатели. Как сообщают корреспонденты, почтовый ящик математика разрывается от писем, но вынимает их Перельман очень редко. А вот просматривает или выкидывает, даже не раскрывая, — большой вопрос.
Передают ему и записки, но не с теплыми словами, а с шифрами. Не исключено, что ученый бьется над их разгадкой, ведь о том, чем он занимается сейчас, Перельман молчит. Возможно, готовится удивить мир очередным открытием, или считает, что уже добился в науке всего, о чем стоит мечтать.
13 июня Григорию Перельману исполнилось 56 лет: подарки, которые ему прислали из разных уголков планеты, хранятся прямо в подъезде. К ним математик тоже не проявляет никакого интереса, хотя регулярно проходит мимо.
Несмотря на то, что несколько лет назад в Сети появились новости, будто Перельман вообще не покидает пределов квартиры, его соседи говорят: он несколько раз в неделю ходит в продуктовый магазин и временами даже катается недалеко от дома на самокате.
Отец Перельмана, который был инженером и привил сыну любовь к точным наукам, много лет назад скончался в Израиле. Он эмигрировал туда в начале 1990-х, а в последние годы жизни боролся с тяжелым заболеванием.
Проблемы со здоровьем есть и у матери гения — Любови. Как рассказывают соседи, женщина уже год не выходит из квартиры. В последний раз ее видели прошлым летом — она сидела на лавочке, а когда собралась домой, не смогла подняться без посторонней помощи.
Пенсия женщины остается основным доходом семьи. Вовремя пандемии Перельман начал читать онлайн-лекции и получал за них неплохие гонорары, но сейчас о его выступлениях не слышно.
Жильцы подъезда уверены — мать ученого потеряла слух, поэтому в те редкие моменты, когда Григорий Перельман разговаривает с ней, он резко повышает тон. Несмотря на это, врачей у квартиры Перельмана не видят.
«Лечит ли он ее, неизвестно. Сейчас мама, мне кажется, уже даже не разговаривает. Мне кажется, у нее болезнь Паркинсона. Они с Гришей там в своих мирах живут», — говорят местные.
Несколько лет назад Любовь Перельман пережила страшную ситуацию. Она зашла в лифт с незнакомым мужчиной, а он напал на нее и попытался отобрать сумку. Женщине пришли на помощь, но эта история нанесла ей серьезную психологическую травму. Повлияла она и на ученого — он уже много лет не ездит на лифте и ходит только по лестнице.
Живет Григорий Перельман в очень скромных условиях. Соседи, которым изредка удается заглянуть в квартиру математика, подчеркивают — мебель в ней не меняли лет 40, да и ремонт не делали столько же. Кроме того подъезд гения регулярно страдает от набегов насекомых. Около домофона висит объявления о санитарной обработке от клопов и тараканов.
С соседями Перельман сосуществует мирно, но первым на контакт не идет: при встрече ограничивается коротким сообщением, что мать жива, да и сам на здоровье не жалуется. А вот непрошеным гостям дверь не открывает.
«Был случай, нас с 9-го этажа залили. Он на 6-м. Соседка с 5-го этажа пришла к нему. Так он там держал оборону до последнего. Они там как в подводной лодке, молчат как партизаны. Просто закрытые люди», — рассказывает одна из жительниц подъезда.
В прошлом некоторые СМИ сообщали, что Перельман уехал жить за границу к своей сестре: она эмигрировала много лет назад и с тех пор не появлялась в России. Все эти новости оказались выдумкой: математик по-прежнему не покидает пределы не то, что страны, даже Санкт-Петербурга.
Но в последнее время в его жизни наступила чуть более светлая полоса: математик стал выглядеть опрятнее и позволил себе тратить чуть больше денег — раньше он берег каждую копейку. Хотя одежду он до сих пор носит старую, которая досталась ему от отца.
«Он скромно у нас обычно закупается. По красной цене. Раньше он такой был неухоженный. А тут в эти выходные к нам пришел аккуратный! Даже ногти пострижены! Раньше уж совсем были ужасные. Он стал даже продукты хорошие покупать: и виноград берет, и яблочки, и творожок. А раньше хлеба наберет и все», — говорит продавец одного из местных магазинов.
А ведь раньше у Григория Перельмана даже было хобби, причем очень далекое от мира науки. Он обожал классическую музыку и регулярно покупал абонемент в филармонию — не пропускал ни одного концерта. В юности ученый и сам играл на скрипке. Как уверяют все, кому удалось услышать произведения в его исполнении, — это было гениально! По-другому Перельман и не умеет.
Но в подростковом возрасте с увлечением пришлось попрощаться: между музыкальной школой и математическим кружком Перельман выбрал последнее. В итоге ему удалось совершить настоящий прорыв в науке, вот только двери в мир искусства (да и вообще в мир) гений для себя навсегда закрыл.
Еще больше интересного в нашем Телеграм-канале.
Фото: Кадры из видео, PhotoXPress.ru