Этот вопрос вокруг педагогики - вечен.
Как родитель, я задаюсь им весьма регулярно; в этом случае он имеет оттенок лёгкого/принципиального недоверия, моего - к преподавателям в классах моих детей. Бывает, я злюсь, и точно не на пустом месте.
Как наставник, педагог-теоретик в музыкальном училище, я к подобным вопросам привычна, но выраженно страдаю и долго восстанавливаюсь каждый раз, заслышав такое от студентов. Кстати, от студентов любых курсов, не только младших.
Бумеранг? Не думаю. Я ценю свой труд, стаж, опыт, личные находки, новации. Боготворю профессиональную школу с вековой историей, давшую мне эксклюзивную специальность и уверенность по жизни. Владею разнообразными методиками, критически их осмысливаю, совмещаю, переплетаю, "переплавляю", применяю в зависимости от конкретного контингента учащихся.
А вот и вопрос - с вариантами, отражающими степень неприятия/скептицизма: "Зачем, с какой целью мы это делаем? Это - будет ли на экзамене? Это - точно сдаётся в консерваторию, Вы уверены? А что это даст нам как музыкантам-исполнителям? Почему в параллельных группах этого нет? А сколько лет мы ещё будем этим заниматься?"
ТАК формулируют - и активно формулируют! - наши 16-19-летние "звёздочки", бывшие "первые парни на деревне", выходцы каждый из своей школы, наследники каждый своего уклада, своей манеры подачи и отчётности. Да, разумеется, то самое недоверие, юношеский уровень горячности. Порой мне сквозь землю хочется провалиться, настолько это невыносимо: парень/девушка просто рефлексирует, глубоко не вдумываясь в материи, у меня же встают под сомнения результаты многолетних педагогических поисков, апробации продуктивных (как мне неизменно казалось) идей.
Слушайте!
"Почему мы пишем "такие разные" диктанты, если к поступлению в вуз нужен не иначе как двухголосный? Зачем тратим время на гармонические цепочки и периоды в письменном формате, если на абитуре спросят исключительно устно? С какой целью учим разрешения огромного списка аккордовых структур - ведь известен же ограниченный набор "фаворитов" у профессоров-экзаменаторов, правда? Далее, зачем Вы, Наталия Игоревна, отдаёте столько сил комплексному анализу авторских текстов? Известно же, что абитура - конвейер; до глубин дело вряд ли дойдёт, ежели при устном ответе на каждого соискателя по десять минут выделяется... А вот Лёша/Сеня/Костя из предыдущего выпуска поступал в консерваторию, Юля/Света в Гнесинку, Кристина в Петербург - и все в один голос говорят, что не надо тратить время на пение аккордов, на экзамене всё равно толком не успеется!"
Голова кругом.
Практичная нынче молодёжь; истинных романтиков своего дела - по пальцам пересчитать можно. Но у меня широкий обзор, немало групп, и потому утверждаю ответственно: таки встречаются. С ними особенно интересно. Не только теоретики на спецкурсе - конечно, шире.
Когда я по вечерам выхожу с работы, моментально встаю "по ту сторону баррикад". Одержимая мыслью качественно выучить дочку-шестиклассницу и троих сыновей помоложе, я с головой закапываюсь в громоздкую конструкцию их школьной рутины, порой подвергая ярому остракизму особо одиозные домашние задания... Такие, например, как пресловутый проект по технологии "Любимый бренд одежды", о котором случилось ранее здесь писать, - в нашей семье уже мем.
Хочется жёстко оберегать детей от лишнего, стороннего.
Где разумная грань? Где именно заканчивается увлекательное, гармоничное развитие - и наступает тяжёлое перенасыщение?
Насколько ответственно, продуманно, взвешенно относятся педагоги к "фильтрации" тем, подходов, алгоритмов в своих дисциплинах?
Я не знаю, правда. Вернее, ЗНАЮ, но далеко не всегда. Я скорее подозрительна, чем доверчива в вопросах педагогики. Жизнь заставила.
Но уж если доверяю, то безгранично. На этом есть шанс вырасти!
Обсудим?