Когда во главе пирамиды ценностей стоят деньги (и комфорт как их логическое следствие), то, скажем так, обладатель такой ценностной пирамиды ограничен в своих проявлениях. Нет-нет, внешне такой человек никак не отличим от другого. У которого во главе пирамиды ценностей стоят не деньги, а нечто иное. Однако в критический момент выбора как раз вершина этой пирамиды и отличает одного человека от другого, отличает зримо и в некотором смысле необратимо.
В этом плане я всегда привожу в пример российских спортсменов. Заметьте: даже уже не советских, а именно российских. Ну чтобы никто не упрекнул меня в фантомных болях несуществующей страны и ее народа (а сейчас-то, мол, не те времена, и народ сейчас, мол, не тот).
Те подвиги, которые порой совершают российские спортсмены ВОПРЕКИ обстоятельствам, - я вас уверяю, только за деньги, за оплачиваемую (пускай даже и оплачиваемую ВЫСОКО) работу, никто не станет делать то, что порой делают россияне. Я не думаю, что какой-нибудь условный Бьорндален стал бы выступать без норвежского гимна и флага, освистываемый нерадивыми соперниками. Еще меньше я думаю, что американский пловец или фигурист стали бы выступать в таких условиях, в которые дивный новый западный мир поставил российских спортсменов.
Большая просьба, вот только тему Родченкова и допингов не надо разводить. Про БАДы американцев, про астматиков из норвежской лыжной сборной, а также про оксикодон, гидроморфон, преднизон, преднизолон и метилпреднизолон болезной Серены Уильямс, одной правой выносящей соперниц за пределы корта вместе с мячом, - вот обо всем об этом мы все и так читали во всех видах. Поэтому все мы прекрасно знаем, что практически единственными здоровыми физически спортсменами на мировой арене являются россияне (ну, может, еще китайцы). Поэтому именно россияне принимают допинг – в отличие от всех остальных, которые принимают исключительно лекарства во здравие. Так что лицемерие и двойные стандарты можно смело оставить за скобками. А поговорить о стойкости духа наших ребят. И о той цене, которую они заплатили и платят сейчас, оставаясь РОССИЙСКИМИ спортсменами. Не все, правда. Но – большинство. А значит, все в порядке.
Из своей юности я навсегда запомнила выступления Дмитрия Саутина - нашего героя, многократного олимпийского чемпиона по прыжкам в воду. Который наводил то ли ужас, то ли благоговейный трепет на основных хозяев прыжкового бассейна – китайцев. Кстати, китайцев тоже нельзя заподозрить в отсутствии мотивации или идеологии. Но даже китайцы порой пасовали перед необъяснимой силой духа российского прыгуна. Кто-то ведь наверняка помнит ту самую Олимпиаду 1996 года, когда Саутин соревновался с больной рукой (у него были травмированы сухожилия на руке). К финалу травма обострилась настолько, что главный конкурент Саутина – китаец – уверился: победа будет за ним. Саутин не будет выступать в финале, это невозможно. Однако Саутин вышел, выступил и обошел китайца. Я думаю, что многие из тех, кто смотрел эти игры (посмотрите видео прыжкового финала-1996, кто не видел), помнят выражение лица китайца (и круглые глаза китайца), наблюдавшего за идеальным, абсолютно без помарок прыжком травмированного Саутина. После этого за Саутиным закрепилось прозвище «Русский робот» (по легенде, это прозвище дал Саутину тот самый китаец-конкурент). Американцы, кстати, называли Дмитрия The Man. Думаю, перевод тут не нужен.
Кто-то скажет: ну это прошлое поколение, чего вспоминать. Тогда давайте обратимся к современности. Александр Большунов, наш лыжник. Человек-легенда с прозвищем «Король лыж». Не «астматик», если что. Все же помнят, как на последней Олимпиаде Запад коллективно травил Большунова. Все помнят, как буквально накануне Олимпиады его постоянно пытались обвинить в допинге, подозревали в чем-то, таскали по всяким разным комиссиям. Правда, даже все это коллективное рвение в итоге выхлопа не имело. Большунов не сломался, и обвинить его ни в чем никто так и не смог. Большунов ен просто не сломался. Он выдал на-гора на Олимпиаде-2022. Боже, как жалко было смотреть на беспомощного Йоханесса Клэбо. И как противно было, когда организаторы лыжной двадцатки уже ПОСЛЕ старта сократили дистанцию вдвое, потому что Клэбо, что называется, оказался не в кондиции против Большунова.
А кто-то смотрел спортивную гимнастику на токийской Олимпиаде-2020? Уже тогда россиян лишили и флага, и гимна. Наши ребята – Нагорный, Далалоян, Аблязин и Белявский – выступали под тяжелейшим прессингом и судей, и соперников. Японцы больше времени проводили возле судейского корпуса, пытаясь оспорить оценки россиян, чем на спортивном ковре. К тому же Артур Далалоян выступал через полгода после перелома голеностопа. Честно говоря, я не понимаю, КАК он это делал. Даже с учетом того, что он в режиме 24 на 7 восстанавливал свой голеностоп. Но, ребята, это же боль неимоверная. Меня вот полтора года назад угораздило переломать ногу, в том числе голеностоп. И, поверьте (кто не испытывал этих ощущений), мне до сих сложно даже слегка подпрыгнуть. И когда я сейчас пересматриваю опорный прыжок Далалояна, я понимаю, что это Подвиг Человека (именно так: и Подвиг с большой буквы, И Человека с большой буквы). И подвиг этот он совершенно точно не мог совершить ради высоких премиальных. Высокие премиальные – это само собой, но не это сподвигло человека выполнить идеальный опорный прыжок и без помарок всем весом приземлиться на переломанную ногу, не дрогнув ни единым мускулом (его лицо западные СМИ, зная о его травме, намеренно показывали крупным планом).
Поэтому победить человека, во главе ценностей которого стоИт нечто большее, чем деньги, - практически невозможно… А уж сломать такого человека невозможно и подавно. По большому счету, с его внутренней силой невозможно сделать ничего, кроме как принять ее и начать уважать. Или продолжить ненавидеть (что в принципе равнозначно уважению, только с другим знаком).
Лучшие представители российского народа – именно такие люди. Ну а не самые лучшие… А многих не самых лучших сейчас уже и нет в стране. Пирамида ценностей не совпала. Бывает.