Отправляясь на тесты новых российских МТ-шин, я не сомневался, что Узбекистан очень разный. Таким он и оказался. Из поездки я привез массу впечатлений и контента. Но не это сыграло главную роль в очаровании Узбекистаном.
Главное, Узбекистан встретил нас очень дружелюбно. Так было везде, куда бы мы не направились. А маршрут, получился интересный. Сначала — обзорная экскурсия по красивому, зеленому Ташкенту, построенному с нуля после землетрясения 1966 года.
В этом посте не будет громады гостиницы "Узбекистан", зато будут автомобили — то, на что сразу обращаешь внимание, оказавшись на утопающих в зелени широких улицах Ташкента. Посмотреть этот город стоит обязательно, и об этом — в отдельном посте.
Дороги отличные, широкие, много камер и полиции. Глухие пробки местные стали отмечать лишь во время нового пика туристического сезона.
Нет смысла писать про засилье белых "шевроле" местного производства для масс и черных "малибу", "каптив", и "трейлблейзеров". Грузовики и пикапы, без вариантов — Isuzu. Тестовый D-Max Узбекской сборки относится к прошлому поколению, но никого это не смущает, по местным меркам это и так запредельный премиум.
Местный автокультурный феномен — микроавтобусы Damas, ведущие свою родословную от Suzuki Every 1985 года. При длине всего в 3.2 метра (кей-кар!) Damas вмещает до семи человек.
800 кубовый 38-сильный трехцилиндровый карбюраторный мотор потребляет 92 бензин и позволяет разгоняться до 120 км/ч. Стоит такая машина по прайсу от 77 790 000 сум, то есть от 450 тысяч рублей.
Всего пара десятков километров от Ташкента — и вместо "лачетти" и "спарков" кругом из небытия возникает советская классика. Причем как в легковом, так и в грузовом формате.
А иногда и то, и другое одновременно. Мото-вело- и конные рикши — также полноправные участники движения, по обочинам ходят школьники и дошкольники, так что торопиться тут не стоит.
К советскому наследию в Узбекистане относятся более-менее бережно. Например, до сих пор работоспособна одна из крупнейших в мире солнечных печей — гелиокомплекс "Солнце".
Расположена научная база близ Паркента, в 45 километрах от столицы, на высоте 1050 метров над уровнем моря. Место выбирали за чистоту и разреженность атмосферы. Концентратор солнечной печи мощностью 1000 кВт — гигантское вогнутое зеркало размером 54х47 м, состоящее из 1290 отдельных зеркал. Фокусировка солнечной энергии позволяет в объемной печи (до 35 кг) добиваться мгновенного нагрева материала до температуры выше 3000 градусов Цельсия. Такие материалы производились в СССР для космических кораблей и боевых ракет, и их тестированием занимались как раз в специально образованном НПО "Физика-Солнце". Было это в 1985 году, и, удивительно, комплекс устоял до сих пор. Исследования ведутся, хотя и не в советском масштабе, но при участии российских коллег.
Про гелиокомплекс будет отдельный рассказ. После осмотра гигантских зеркал, поехали дальше, наслаждаясь простотой и красотой открывающихся видов. Наша цель — озера Урунгач в Угам-Чаткальском Национальном парке. Это в Бостанлыкском районе.
В какой-то момент наступает время свернуть с волнистого, щербатого асфальта. Жесткая подвеска у незагруженного Isuzu подробно передает седокам дорожный профиль.
Доехать на автомобиле по красивому и опасному грунтовому серпантину можно до нижнего озера, в октябре почти пересохшему.
Пеший подъем к верхнему озеру на высоту 1528 метров над уровнем моря — отличное развлечение. Набор высоты от нижнего озера около 300 метров. Тропа короткая, около полутора километров, просто местами очень круто берет в гору. Открывающиеся виды на верхнее озеро Урунгач того стоят.
Как и закатные отражения на заснеженных скалах вдали.
Живописные горные грунтовки прекрасны, когда светло. В темноте сложнее — на дороге встречается живность и местные жители, никак себя не обозначающие. Ночуем в курортном отеле у посёлка Юсуфхона на побережье Чарвакского водохранилища.
Водохранилище на реке Чирчик ниже слияния рек Пскем и Чаткал расположено между отрогами хребтов западного Тянь-Шаня. Его создали в 1970 году при строительстве Чарвакской ГЭС. Вокруг построили кольцевую дорогу и кучу пансионатов и санаториев. Выглядит красиво, вода чистая — летом пляжи битком.
Несмотря на искусственное происхождение водоема, тут водится форель, сазан, сиг, маринка и даже пелядь. Неподалеку на горе Кумбель на высоте 1500 м действует горнолыжный курорт, славящийся необычайно длинным сезоном. Кататься можно с ноября по апрель. Своего рода Красная Поляна по-узбекски.
Бостанлыкский район покидаем с сожалением, но впереди — без малого четыре сотни километров пути. На асфальте шины Cordiant OffRoad 2 удивляют тишиной и послушным, предсказуемым поведением, а затем и хорошим (особенно по меркам класса!) зацепом даже на очень мокром серпантине. В том числе — при темповой змейке, переставке и экстренном торможении. Очень цепкие на асфальте МТ-шки!
При разрешенном производителем давлении в 0.5 атмосферы, шина правильно плющится, буквально обнимая неровности. Это поможет в грязи и на сложном бездорожье. Но про шины более подробно также поговорим отдельно.
Наша цель — Зааминский национальный природный парк на севере Туркестанского хребта. Горы тут высокие — от тысячи до четырех тысяч метров. На плато Суффа на высоте 2324 м в СССР решили построить радиоастрономическую обсерваторию, включающую гигантский радиотелескоп РТ-70 с 70-метровой "тарелкой".
Первый камень заложили в 1981, проект зданий сдали лишь в 1985 году — в общем, к окончанию СССР проект замер на стадии серьезного недостроя. Подробнее про обсерваторию "Суффа" — в другом посте.
Из нацпарка в сторону Самарканда можно поехать через высокогорные перевалы — благо, на большей части пути есть асфальт. Местами — его разбитые остатки. Новую дорогу строят, но не быстро — еще можно успеть прокатиться по перевалам без машин вокруг. Люди встречаются — пасут курдючных баранов, возводят постройки из древесины и глины.
С пастушьими собаками тоже стоит быть осторожным — атакуют нарушителя без предупреждения в виде лая. Хорошо, не стали выходить из автомобиля!
Едем к Самарканду окружными дорогами, через древний город Ургут. Жизнь тут кипит и она очень колоритна.
Много лет тут работают ковроткацкие, гончарные производства.
Многие женщины носят яркую одежду в национальном стиле, мы встречали это в самых разных селах и городках.
Самарканд — удивительный одновременно древний и современный восточный город, в котором сплелась феерия древней архитектуры и нынешняя Азия. Общение с местными жителями — всегда на комфортной, доброжелательной ноте, все приветливы и добродушны. Как и везде в Узбекистане. Или просто так везло?
Древние медресе Регистана (центральной площади) потрясают. А какое впечатление они производили в 15 веке!
Местный рынок — отличное место, чтобы отточить навыки торга. Тогда орехи и сладости можно купить за половину их московской цены.
Узбекистан — страна-открытие, с красивейшими горами, колоритными поселениями, уникальной архитектурой, добрыми людьми. Разнообразие рельефа и способов жизни запускает карусель впечатлений на полную.
А еще тут вкусно кормят — полностью понимаешь, что такое самса и правильно приготовленная баранина! А если еще с хорошим местным коньячком…Так или иначе, еду сфотографировать ни разу не успели, но поверьте мне на слово.
***
А вы что думаете про путешествия по Узбекистану? Делитесь мыслями и опытом ваших поездок!