Павловск - жемчужина пригородов Санкт-Петербурга.
Когда мы слышим слово «Павловск» перед нашим воображением предстает дворец и великолепный парк.
Павловск утопает в зелени, он очень уютен и несмотря на близость к такому мегаполису как Санкт-Петербург по-доброму провинциален.
Павловский парк с его великолепными пейзажами, архитектурными сооружениями и скульптурой органично вписанными в ландшафт является одним из выдающихся образцов садово-паркового искусства XVIII столетия.
Облик дворца и павильонов, построенных в стиле классицизма отличается от Царскосельского Екатерининского дворца благородной простотой, стройностью пропорций и сдержанностью внешней отделки.
Кстати Павловский парк является самым крупным пейзажным парком в Европе.
Площадь Павловского парка составляет 600 гектаров.
Пройти и осмотреть весь парк за один день невозможно.
Говорят, что если сложить в километрах все дорожки и тропинки парка в прямую линию, то она будет равна расстоянию от Санкт-Петербурга до Москвы.
Парк условно делится на районы:
-Центральный;
- Парадное поле;
-Долина реки Славянки;
-Старая Сильвия;
- Новая Сильвия;
- Красная долина;
- Белая береза;
- Большая звезда;
- Долина прудов.
На месте который ныне занимает Павловск еще в XIII веке новгородцами была построена деревянная крепость, названная ими «Городок на Славянке».
Эти земли входили в Вотскую Пятину Новгородской земли.
В середине XVIII века сразу за Царским селом начинался хвойный лес, а на территории Павловска располагались деревни Сеппеля, располагавшаяся на месте где сейчас расположена оранжерея и Линна, которая располагалась на том месте где сейчас располагается крепость «Бип».
После победы в Северной войне при Петре Великом эти земли вернулись в состав Российской империи.
В их окрестностях любила охотится императрица Екатерина II приезжавшая сюда со своей свитой из Царского села.
Для Екатерины II были построены на берегу реки Славянки два небольших деревянных домика под названием Крик и Крак они служили для кратковременных остановок императрицы и ее свиты.
Домики до нашего времени не сохранились, один сгорел во время фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны, а другой был разобран в 1929 году из-за ветхости.
12 декабря 1777 года эти земли с деревнями и угодьями Екатерина II пожаловала своему сыну будущему императору Павлу I для устройства загородной дачи в связи с рождением у Павла Петровича м Марии Федоровны первенца Александра.
Эта дата считается датой основания Павловска.
Правда назывался он не Павловском, а селом Павловское.
Городом Павловск становится в 1796 году, когда Павел Петрович взошел на престол он объявил городами свои загородные резиденции (Павловск и Гатчину).
Особенно Павловский парк прекрасен весной и осенью.
В создании парка, Павловского дворца и расположенных на его территории павильонов приняли участие известные архитекторы Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзага, Андрей Воронихин, Карл Росси, А.И. Штакеншнейдер.
Весной 1778 года начались работы по благоустройству загородной резиденции наследника престола.
Согнанные из окрестных деревень крестьяне начали расчистку леса, прокладку просек и подготовку участка под строительство дворца.
В 1779 году были построены два небольших усадебных домика.
Для Павла Петровича был построен «Паульлюст» (Павлова утеха), а для его супруги Марии Федоровны «Мариенталь» (Марьина долина).
Около усадеб разбили небольшие садики с цветниками.
На реке Славянки были устроены искусственные острова и каскады.
Возведены Руины и беседка в китайском стиле.
Все эти работы образовали пейзажный парк в романтическом вкусе.
Были построены Хижина пустынника, Пастушеская хижина, Молочная ферма и другие постройки.
Интересно, что первым управляющим в Павловске был Карл Кюхельбекер, отец того самого Кюхли друга А.С. Пушкина.
Однако скромные размеры усадьбы вскоре перестали удовлетворять Павла Петровича и в 1780 году архитектору Чарльзу Камерону было поручено построить новый дворец.
Так было положено строительство дворцово-паркового комплекса и превращение скромной усадьбы в загородную резиденцию.
На ведущей от нового дворца широкой просеке Камероном была разбита тройная липовая аллея, которая стала главным парадным въездом к Павловскому дворцу.
Сооружены Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Павильон Трех граций.
С 1782 года по 1786 гг. Камерон на правом берегу реки Славянки возвёл новый каменный дворец, который заменил разобранный «Паульлюст».
По его проекту был возведен небольшой центральный корпус и два боковых крыла.
Когда Камерона сменил Винченцо Бренна, дворец изменил свой облик, на центральном корпусе появился знаменитый барабан, венчающий дворец.
Дворец достраивается корпусами, которые образуют полукруг и дворцовую площадь.
Такой же полукруг мы видим и у Казанского собора в Санкт-Петербурге, который начали строить так же при Павле Петровиче.
А это напоминает нам площадь Святого Петра в Риме перед Ватиканским дворцом.
И если вспомнить о том, что Павел Петрович (православный монарх) был магистром католического Мальтийского ордена то эта аллегория не напрасна.
В 1787 году в центре парадного двора были установлены солнечные часы.
В конце XIX века их перенесли на новое место ближе к вольеру.
В 1787 году Павел Петрович предпочитавший в качестве загородной резиденции Гатчину, подарил село Павловское своей супруге Марии Федоровне.
На месте «Мариенталя» в 1797 году была сооружена увеселительная крепость "Бип", которую в летнее время занимали придворные и откуда в полдень палила пушка.
После смерти Павла I вдовствующая императрица Мария Фёдоровна переехала в Павловск.
При ней дворец и парк достигли своего подлинного расцвета.
В парке имеется памятник Марии Федоровны, павильон в котором установлен памятник расположен недалеко от Театральных ворот.
Мысль об установке памятника императрице Марии Федоровне принадлежала ее младшему сыну великому князю Михаилу Павловичу, который после смерти матери являлся владельцем Павловска с 1828 по 1849 год.
Был объявлен конкурс, в котором участвовали многие известные скульпторы и архитекторы, о чем свидетельствуют сохранившиеся проекты.
В начале ХХ века при владельце Павловска великом князе Константине Константиновиче этот план установки памятника и был осуществлен в 1914 году.
Средства на его установку поступили по подписному листу от всех членов императорского дома.
На том месте, где в XVIII веке находился театр, был построен павильон-беседка со сферическим полукуполом и колоннами по неосуществленному проекту К.И.Росси 1816 года, выполненному для Павловска.
Материалом для изготовления павильона К.Росси является железобетон.
Статую императрицы Марии Федоровны в строгом ампирном платье с диадемой на голове, сидящей на кресле-банкетке, выполнил профессор Императорской Академии художеств В.А.Беклемишев.
В настоящее время перед павильоном спланирован регулярный цветник по сохранившемуся проекту Ф-Г. Виолье.
Во время Великой отечественной войны на площадке перед павильоном было немецкое кладбище.
В начале 2000-х гг. останки немецких солдат были эксгумированы и перезахоронены в Сологубовке; останки добровольцев из "Голубой дивизии" были доставлены в Испанию согласно желанию правительства этой страны.
Никаких значительных работ после смерти вдовствующей императрицы в парке не велось.
В 1836 году между Павловском и Царским селом была проложена железная дорога.
Для приема поездов прямо в парке был построен Павловский вокзал.
А рядом с ним по проекту архитектора Штакеншнейдера был сооружён Курзал с концертным залом.
На сцене это зала выступали Иоганн Штраус, Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская. Композиторы Лядов, Бортнянский, Римский-Корсаков, Чайковский, Лист, Шуман, Глазунов, Прокофьев.
Во время Великой отечественной войны здание Курзала сгорело.
Ныне на этом месте находится площадка для гуляния.
В 1872 году перед дворцом был установлен памятник Павлу I работы скульптора Витали.
С ноября 1917 года Павловский парк был разделен на участи для нужд Агрономического института.
Участки леса отданы на вырубку, а поля под огороды.
Парк и дворец были национализированы.
Началась и экскурсионная деятельность.
Дворец и парк очень сильно пострадают во время Великой Отечественной войны.
Немцами было вывезено в Германию все, что не успели эвакуировать или спрятать.
Отступая из Павловска дворец был ими сожжен.
С весны 1944 года начались работы по восстановлению парка и дворца.
С 1944-по 1978 год работами по восстановлению Павловска занималась Анна Зеленова –директор комплекса..
Реставраторам пришлось провести титаническую работу по восстановлению интерьеров дворца и пейзажной части парка.
Их работа заслуживает восхищения….
Обойдя Павловский дворец и выйдя к реке Славянке, мы увидим фантастическую галерею Гонзага.
В чем ее уникальность?
В 1805-1807 гг. стены, полы и плафон северной “Светлой галереи” были расписаны фресками с реалистичными изображениями уходящих вдаль иллюзорных коридоров, лестниц, балюстрад, колоннад, украшенных лепниной, скульптурой, наполненных воздухом и светом.
Автор росписей – итальянский художник-декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзага, с 1791 по 1810-е годы работавший в России.
Гонзага использовал весьма оригинальный для своего времени метод, с помощью которого создаваемые им изображения производили на зрителей впечатление реально существующих объектов.
Созданный Гонзага живописный шедевр превзошёл все ожидания.
Взору изумлённой публики предстали семь живописных панно, с выполненными в реалистичной манере, уходящими вдаль прекрасными галереями с высокими полуциркульными окнами, стройными колоннами, изысканной скульптурой на постаментах, ...
По воспоминаниям современников, обман зрения был настолько правдоподобным, что в несуществующую галерею то и дело пытались залететь птицы и забежать животные.
Настенные росписи занимали порядка 350 кв. м, потолочные – около 200 кв. м. Полы также были расписаны” под камень”.
Галерея была украшена многочисленными вполне натуральными мраморными статуями, часть из которых была утрачена в годы Великой отечественной войны.
Но вся изумительная красота, представленная которую мы видим сегодня – ни что иное как фантастический труд реставраторов, которые восстановили роспись галереи с довоенных акварелей и эскизов, за исключением нескольких хорошо заметных ярко-алых фрагментов, представляющих собой куски чудом не отвалившейся со стен штукатурки с расчищенными от копоти остатками росписей.
Далее расположен собственный садик императрицы Марии Федоровны.
Прогуливаясь по садику в летний период можно обалдеть от запахов многочисленных цветов.
В садике расположена и последняя постройка Камерона в Павловске, это павильон «Трех граций».
В этом садике любил работать и Павел Петрович.
Очень живописно смотрится и река Славянка, перекинутые через ее берега мостики, великолепные пейзажи…
В Павловске есть чем полюбоваться и не только Павловским дворцом, а именно природой, волшебным воздухом и необыкновенной магией этого места.
Приезжайте в Павловск…