Найти тему
СУПЕР Издательство

Какие книги зря читают школьники (и чем их лучше заменить)

Оглавление

Список школьной литературы — с виду безобидная тема, но споры вокруг нее так и не утихают. Что добавить, а что оставить? Какие произведения безнадежно устарели, а какие незаслуженно обошли вниманием? Что действительно интересно ребятам, а что юному разуму в полной мере осознать не под силу? СУПЕР Издательство решило узнать мнение трех сторон — учителей, выпускников и читателей.

Мнение учителей

Что нужно убрать из школьной программы:

  • Мифы Древней Греции, «Повесть временных лет» — такие произведения не запоминаются ребятами из-за сложности восприятия.
  • Сказы Бажова — язык автора сложен для понимания современными детьми, практически в каждой строчке встречаются совершенно незнакомые им слова, затрудняющие усвоение текста.
  • «Дон Кихот», «Декамерон», «Фауст» — объемные произведения родом из Средних Веков целиком могут осилить только отличники из-за страха получить плохую оценку.
  • Произведения с трагической гибелью животных — Муму, Белого Бима, Каштанки. Дети очень тяжело переживают такие сюжеты — им сложно понять мотивы героев, допустивших смерть зверушек.
  • «Путешествие из Петербурга в Москву», «Что делать?» — даже взрослому человеку сложно освоить хотя бы две главы этих книг подряд. А детская литература все-таки должна быть интересной!
  • «Тарас Бульба» Николая Гоголя — слишком сложное и неоднозначное произведение для семиклассников. Жестокость, неоправданная грубость, садизм, агрессия, пьянство — об этом ли стоит читать детям?
  • «Донские рассказы» Михаила Шолохова — еще одно неуместное для подростков произведение с ненужными описаниями жестокости.

Что стоит добавить в программу:

  • Больше произведений Александра Пушкина — даже спустя столетия язык поэта понятен, а его лирика трогает учеников.
  • Рассказы, короткие произведения Николая Гоголя — в виде тех же «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
  • «Два капитана» Каверина — отличная книга, близкая и понятная юному сердцу.
  • «Мертвые души», «Темные аллеи», «Собачье сердце», «Судьба человека» — взрослые книги, которые, тем не менее, понятны старшеклассникам, вызывают живые обсуждения.
-2

Мнение выпускников

Что нужно убрать из школьной программы:

  • «Слово о полку Игореве» — к сожалению, школьники вспоминают не сюжет исторического произведения, а то, с какими муками учили наизусть отрывки оттуда.
  • Оды Гавриила Державина — тяжелы в чтении и еще более сложны в запоминании.
  • «Гроза» и «Бесприданница» Александра Островского — мрачные и скучные, по признанию ребят, произведения.
  • «Война и мир» Льва Толстого — потрясающий роман, но слишком большой и объемный для школьников. Серьезное чтение для более старшего возраста.
  • «Доктор Живаго» Бориса Пастернака — не самое лучшее произведение поэта и переводчика, 10 лет потратившего на эту прозу.
  • «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына — очень «душный» и тяжелый стиль повествования.

Что стоит добавить в программу:

  • «Красный смех» и «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева — произведения одного из самых неоцененных русских писателей.
  • «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго — история, которая мало кого оставляет равнодушным.
  • «Разгром» Александра Фадеева — потрясающий роман, который не был так исправлен цензурой, как «Молодая гвардия».
  • «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера — переживания обычного подростка отзываются юным читателям.
  • «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери — в наш век гаджетов неплохо бы напомнить детям, что случится, когда пропадут книги.
  • «Убить пересмешника» Харпер Ли — замечательный роман о несправедливости, переоценке ценностей и взрослении, написанный от лица маленькой девочки.
  • «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда — весьма поучительная история в «век гедонизма и наслаждения».
  • «Повелитель мух» Уильяма Голдинга — философская книга о том, что случается с людьми (детьми), позабывшими о милосердии и гуманности.
-3

Мнение читателей

В заключение поделимся результатами опроса, который провел среди своих читателей портал MyBook.

Что бы они добавили в школьную программу:

  • Русская литература: «Азазель» Бориса Акунина, «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, «Географ глобус пропил» Александра Иванова, «Кысь» Татьяны Толстой», «Дом, в котором…» Мариам Петросян, «Ночной Дозор» Сергея Лукьяненко.
  • Иностранная литература: книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг, «Сияние» Стивена Кинга, «Щегол» Донны Тартт, «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич.

Что бы они убрали из программы:

  • «Войну и мир» Льва Толстого;
  • «Тихий Дон» Михаила Шолохова;
  • «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына;
  • «Колымские рассказы» Варлама Шаламова;
  • «Слово о полку Игореве»;
  • «Доктора Живаго» Бориса Пастернака;
  • «Преступление и наказание» Федора Достоевского;
  • «На дне» Максима Горького;
  • «Грозу» Александра Островского;
  • «Обломова» Ивана Гончарова.

Какие бы книги вы добавили в школьную литературу? А какие бы убрали? Почему?