Бельгийские экологи впервые детально изучили свойства одного из немецких кораблей, затопленных у берегов Бельгии в 1942 году, и пришли к выводу, что его остов активно выделяет тяжелые металлы, углеводороды и канцерогенные органические вещества в воды Северного моря. Выводы ученых опубликованы в журнале Frontiers in Marine Science.
"Остовы затопленных кораблей всегда привлекают внимание публики с точки зрения исторического значения этих следов сражений, однако редко кто уделяет внимание экологическому ущербу, который наносят эти потопленные суда. Мы впервые изучили то, как подобные объекты влияют на состав и жизнь микрофлоры вод и дна Северного моря", - заявила научный сотрудник Гентского университета (Бельгия) Джозефина ван Ландейт, чьи слова приводит пресс-служба журнала.
Исследователи изучили это в рамках проекта North Sea Wrecks, нацеленного на изучение экологического и исторического наследия большого числа кораблей, затопленных в акватории Северного моря во время Второй мировой войны и других крупных конфликтов последних столетий.
Первой целью для участников инициативы стал немецкий рыболовецкий траулер V-1302 John Mahn, который был реквизирован кригсмарине в начале Второй мировой войны и превращен в судно береговой охраны. Этот корабль был потоплен в феврале 1942 года у берегов Бельгии в результате успешной атаки шести британских истребителей-бомбардировщиков Hawker Hurricane.
Экологические последствия войны
Как отмечают исследователи, два удачных попадания британских бомб в область котла и кормы V-1302 John Mahn привели к тому, что немецкий корабль получил две критических пробоины и утонул меньше чем за минуту. В результате этого на дно моря попал весь боезапас корабля, а также большое количество угля, мазута и прочих углеводородов.
Ученые заинтересовались тем, как захороненный на дне боезапас и топливо повлияли на экосистемы Северного моря. Для получения этих сведений экологи собрали образцы наростов с поверхности разных частей остова бывшего траулера, а также получили пробы почвы в окрестностях V-1302 John Mahn и на разных расстояниях от затопленного корабля.
Химический анализ показал, что даже через 80 лет после затопления немецкий корабль продолжает выделять много канцерогенных ароматических углеводородов, а также мышьяк и ионы тяжелых металлов, таких как никель и медь. Их концентрация была ниже на большом расстоянии от остова V-1302 John Mahn, однако доля этих ионов и веществ все равно была выше нормы.
Как предполагают исследователи, доля выделяемой органики и ионов тяжелых металлов будет только расти в будущем по мере деградации снарядов и ископаемого топлива в трюмах затопленного немецкого корабля. Это подчеркивает необходимость извлечения из воды и утилизации всех современных суден, потерпевших крушение или потопленных в ходе боевых действий, подвели итог ученые.