Получила ответ Министерства образования Карелии на запрос, в котором просила предоставить распорядительные документы, направленные министерством в муниципальные районы и в государственные образовательные организации по использованию федеральных рекомендаций и проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном» в школах и техникумах республики.
Из ответа и сопровождающих документов следует:
- 1. «Разговоры о важном» это цикл внеурочных занятий.
- 2. Они проводятся в рамках Всероссийского проекта (лишь проекта!) «Разговоры о важном».
- 3. Министерство оказывает лишь информационно-организационную поддержку (лишь поддержку!) реализации данного федерального проекта.
- 4. Никаких нормативных правовых актов регионального уровня, регламентирующих организацию проекта на территории республики, не существует (министерство сообщает, что их разработка не требуется).
В направленном в районы и гос. образовательные организации республики письме (не приказе!) от 01.09.2022 министерство лишь «напоминает» им о проведении социально значимого проекта «Разговоры о важном», не указывая его статус и масштаб.
При этом министерство обращает внимание, что занятия «Разговоры о важном» должны быть включены в основную образовательную программу и учебный план. Спрашивается, на каком основании?!
Во-первых, образовательные организации разрабатывают и утверждают образовательную программу самостоятельно, - с учредителем она не согласовывается, - родителей знакомят с ней под подпись, - изменить ее без согласия родителей нельзя.
Во-вторых, - образовательная программа и являющийся ее частью учебный план определяются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС); -в перечень учебных предметов, обязательных для изучения, «Разговоры о важном» не входят; - изменений во ФГОС не вносили; - ФЗ «Об образовании в РФ» определяет строгий порядок внесения изменений во ФГОС и не позволяет вносить изменения произвольно. Кроме того учебный план регулируется и соответствующими СанПиН. Произвольно менять нагрузку нельзя.
В-третьих, внеурочная деятельность для ученика является обязательной, но ее содержание (занятия) определяется учащимися и родителями самостоятельно по их выбору из числа предложенных школой. Если не выбрали дети и родители «Разговоры о важном», то никто не имеет право их принудить к этому.
Возникает вопрос - согласно ФГОС в каждом классе проводится до 10 часов внеурочных занятий в неделю. По каждому ли циклу этих занятий предполагается мониторинг готовности, проводимый министерством, селекторные совещания с руководителями районов и городов, контроль правительства РК, ежемесячный сбор данных о проведении занятий для вице-премьера правительства?!
Таким образом, действия чиновников по принуждению образовательных организаций к реализации лишь рекомендованных мероприятий проекта, а также действия по принуждению обучающихся к участию в лишь рекомендованных внеурочных занятиях трудно оценить иначе как административный произвол и превышение своих полномочий. Считаю, что им должна быть дана правовая оценка.
Но, уверена, когда дело дойдёт до правовой оценки, всю ответственность чиновники свалят на школы. Скажут точно те же слова: школы сами утверждают свою образовательную программу, проект был лишь рекомендацией и это была их инициатива.
Эмилия Слабунова, депутат Заксобрания Карелии, Заслуженный учитель России