Найти в Дзене
Амбассадор уютного дома

Музей игрушки в старинном городе. Здесь собраны игрушки со всей России и не только

Всем привет! Когда мы были в Изборске, я увидела деревянный дом местного купца Шведова Оказалось, что в нем находится музей купеческого быта Но зашли мы сюда ради другого музея.  Несколько лет назад Государственный «музей-заповедник Изборск» получил в дар интересную коллекцию, которую в течение жизни собирал преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств Николай Владимирович Поляков. Обычно люди привозят из путешествий сувениры, магнитики, я привожу винтаж и иногда местные продукты. Но Николай Владимирович из своих путешествий привозил игрушки. После его смерти сестры подарили музею 843 экспоната и сегодня они выставлены в музее. Здесь можно увидеть образцы народных игрушек из различных городов России и не только Каждая игрушка обладает своей символикой, скрытым смыслом. Женщина-Берегиня - знак Земли, символ плодородия, кормилица. Медведь -  хозяин леса. Фантастическое существо Полкан - знак солнца, огромный добрый богатырь, защитник от сил зла. Богор
Всем привет! Когда мы были в Изборске, я увидела деревянный дом местного купца Шведова

Оказалось, что в нем находится музей купеческого быта

-2

Но зашли мы сюда ради другого музея.  Несколько лет назад Государственный «музей-заповедник Изборск» получил в дар интересную коллекцию, которую в течение жизни собирал преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств Николай Владимирович Поляков.

-3

Обычно люди привозят из путешествий сувениры, магнитики, я привожу винтаж и иногда местные продукты. Но Николай Владимирович из своих путешествий привозил игрушки. После его смерти сестры подарили музею 843 экспоната и сегодня они выставлены в музее. Здесь можно увидеть образцы народных игрушек из различных городов России и не только

-4

Каждая игрушка обладает своей символикой, скрытым смыслом. Женщина-Берегиня - знак Земли, символ плодородия, кормилица. Медведь -  хозяин леса. Фантастическое существо Полкан - знак солнца, огромный добрый богатырь, защитник от сил зла.

Богородская игрушка. Сергиев Посад и иногда называли "русской игрушечной столицей"

Богородская резьба выполняется при помощи специального ножа ("щучка"). Отличительной чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Наиболее известна игрушка "Кузнецы", обычно изображающая мужика и медведя, которые поочередно бьют по наковальне. Возраст игрушки около 300 лет.

По древним славянским представлениям медведь – родоначальник людей, владыка природы, символ силы и могущества.

-5

У древних славян конь считался знаком солнца, перевозчиком небесного светила по небу, другом и помощником человека.

-6

Каргопольская игрушка. Каргополь Архангельской области -это центр старообрядческой России.

После обжига фигурку из красной глины помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревший муке на поверхности возникали затейливые узоры. Это придавало фигурке рельефность и объём.

-7

Филимоновская игрушка. Крупным промыслом глиняной игрушки занимались в деревне Филимоново Тульской области. По мнению историков, создавать игрушку в этом регионе начали во времена Ивана Грозного. Занимались изготовлением в основном женщины и дети, причем обучать девочек ремеслу начинали с семи лет.

-8

Традиционные сюжеты филимоновской игрушки: барыня, всадник, конь, олень и многие другие. Особенностью были многофигурные композиции. Яркие и нарядные игрушки получили широкую популярность.

-9

Таджикская игрушка

Расписывают игрушку, как правило, двумя-тремя красками (синей, красной и зелёной) самодельными кисточками (привязанным к палочке пучком шерсти). В старину для росписи использовали естественную минеральную краску кирпично-красного цвета. Игрушку покрывают поперечными красными и синими полосами. Глаза, рот, пасть, а иногда, для большего эффекта, всю голову закрашивают полностью одним цветом.

-10

Абашевская игрушка. В Пензенском крае, а особенно в сёлах Абашево и Языкового издавна был широко развит гончарный промысел. В Абашево мастера-"дудочника" лепили домашних животных.

Фигурки окрашены в разные оттенки трёх цветов, считавшихся во времена язычества цветами жизни: красный, зелёный, синий.

Женские скульптурки стали олицетворением матери, «сырой земли», богинями материнства, покровительницами женщин, супружества и любви.

Игрушка абашевская. Свистулька «Барыня с уткой». Т.Н.Зоткин. 1970-1980-е годы.

Игрушка абашевская. Свистулька «Барыня с уткой». Т.Н.Зоткин. 1970-1980-е годы.
Игрушка абашевская. Свистулька «Барыня с уткой». Т.Н.Зоткин. 1970-1980-е годы.

В абашевской игрушке прослеживается древняя символика. Дамы не гуляют, они стоят, будто растут из земли. В начале XX века славянские богини Мокошь и Лада превращаются в барынь с зонтиками, нянек, кормилиц. При этом их продолжают считать символом женской чистоты и целомудрия.

Вырковская и Ярыгинская игрушка. Центром гончарного ремесла в Рязанской области являлись деревни Вырково и Ярыгино (Ерыгино) Касимовского района. Вырковская игрушка покрывалось поливой. Ярыгинские фигурки тоже имели свои особенности: они были ярко раскрашены в основном полосками.

-12

"Тяни-толкай" - фигурка с двумя конями, направленными в разные стороны обозначала извечную борьбу тьмы и света в человеческой душе.

По рассказам мастеров-гончаров, каждая мать в деревне обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки-свистульки. Такие игрушки раньше в деревне назывались "сопелками", "гудухами", "улютками".

-13

Интересно, что игрушки в деревнях лепили не только для детской забавы: считалось что подаренные игрушка принесёт ребёнку здоровье и благополучие.

-14

В музее также есть выставка кукол, я подробно публиковала здесь об этом.