Блогер-миллиардер из Челябинска Игорь Рыбаков жестко высказался об известных иностранных брендах, закрывших российский бизнес. Критике он подверг их кадровую политику и схемы передачи активов.
После начала специальной военной операции России на Украине, компания IKEA сообщила о приостановке работы магазинов включая интернет-магазин. После этого Ingka Group, материнская компания IKEA, заявила, что принадлежащие ей 14 торговых центров «Мега» продолжат работу. Затем появилась информация о расторжении договоров с ТЦ, где арендовались площади. Все это сопровождалось распродажами со стороны компании, которые не раз откладывались по тем или иным причинам, сбоями в работе сайта. 15 октября 2022 года IKEA объявила о полном уходе из России, продаже четырех заводов и увольнении сотрудников в России. Из 12 тыс. человек были уволены 10 тыс.
Бизнес-блогер из списка Forbes Игорь Рыбаков в новом видео на своем YouTube-канале заявил, что такое действие шведского ритейлера самым негативным образом отражается на репутации бренда, который строился вокруг удобства и комфорта человека.
IKEA достаточно долго выходила из России, устраивала распродажи. Вы знаете, сколько моих сотрудников покупали в IKEA всякие кухни, типа по скидке, они туда деньги закидывали, а потом их кидали. Например, им давали кухню, но без чего-либо. Например, без шкафов. Или с задержками. Сколько намучились мои сотрудники с IKEA! Поэтому давайте так: «Есть IKEA — есть идея», — все помнят эту рекламу, так вот, нет теперь IKEA и нет такой идеи — покупать мебель в IKEA. Вот прямо сейчас в знак протеста против такого варварского издевательского решения компании IKEA я разобью табуретку IKEA. Да, компания оставляет за собой шанс вернуться обратно через год-два, в ее штате все-таки остаются 700 сотрудников. Но кто же ее будет ждать-то? Через год-два мы такой кураж возведем, чтобы игнорировать IKEA. Компании, ушедшие с таким шумом, никогда не смогут вернуться, — заявил Игорь Рыбаков.
Другая компания со значительным присутствием в России — французские пищевики Danone, — по мнению миллиардера, также выходят из бизнеса не окончательно. Сделку он считает завуалированной, позволяющей компании обойти ограничения регулирующих органов на родине.
Неизвестно, кому компания Danone решила продать бизнес со 100 тыс. сотрудников и с таким огромным количеством брендов. Известно одно, что у компании Danone 18 заводов и 100 тыс. сотрудников, оценка сделки — 1 млрд евро. Я вам по секрету скажу, что, скорее всего, это передача менеджменту с опционом обратного выкупа в течение шести лет — так обычно оформляется а-ля уход иностранцев из России. Уход ли это или не уход, мы не знаем, потому что опцион предполагает безусловное право по первому же требованию выкупить бизнес обратно. Продажа ли это бизнеса? Скорее, нет, это такая сделка, завуалированная. Такая продажа позволяет компании Danone произвести так называемую деконсолидацию бизнеса. Чтобы регулятор, который во Франции требует: «не имейте активность в России», был спокоен», — пояснил Игорь Рыбаков.
Добавим, что на Южном Урале относительно недавно произошел похожий кейс. Американская компания Emerson, чей основной российский актив — приборостроительный завод «Метран» — находится в Челябинске, сообщила о передаче бизнеса нынешней команде управленцев. Сделка ждет одобрения со стороны ФАС, ее условия и сумма не раскрывались. По данным источников в бизнес-среде, это соглашение также может подразумевать обратный опцион, на случай, если антироссийские санкции будут отменены и американская компания получит возможность вернуться на российский рынок.
Читайте также на CHEL.DK.RU: «Кто утонет первым?» Кризисный прогноз и советы Игоря Рыбакова