Найти тему

Влюбленный в море

«Ночь на реке», (1891) частное собрание
«Ночь на реке», (1891) частное собрание

«Беггров был постоянно чем-то недоволен, постоянно у него слышалась сердитая нота в голосе. Он был моряк и, быть может, от морской службы унаследовал строгий тон и требовательность. В каком чине вышел в отставку, когда и где учился – не пришлось узнать от него точно. Искусство у него было как бы между прочим, хотя это не мешало ему быть постоянным поставщиком морских пейзажей, вернее – картин, изображавших корабли и эскадры.

Корабли он знал в совершенстве. Мачта, рея, парус, все детали паровых судов для него были привычными вещами. Критикуя каждую картину с судами, где были допущены малейшие неточности, ворчал: “Ну вот! Как этот парус поставили? Да разве так судно пойдет? Скажите, какой вздор!”… Он был коренаст, ходил твердо, как все моряки. Лицо всегда строгое, и, если иногда засмеется на секунду, то и тогда выражение лица не изменялось, как будто смех исходил от другого. Рабочие на выставке его боялись. Он всегда находил, за что их побранить: “Ну, вот, скажите: к чему все это? Ведь, небось, дорого стоит! Что? Я давал тебе на кольца двадцать копеек, и ты все истратил? Как! За пару колец, когда им гривенник цена?” Рабочий доставал гривенник и давал сдачу. Беггров жаловался: “Они просто грабят! Скажите – сюда гривенник, туда гривенник, и без сдачи! Жить нельзя!”… Если что взбредет в голову – не остановится, пока не добьется своего как в мелочах, так и в более крупном». Так о коллеге писал Д. Я. Минченков в книге «Воспоминания о передвижниках». В ворчливому и неуступчивому характеру художника и моряка передвижники относились с пониманием и обычно не обижались, ведь были у него и талант, и иные достоинства.

«Галера «Тверь»», (1879) — Центральный военно-морской музей
«Галера «Тверь»», (1879) — Центральный военно-морской музей

Александр Карлович Беггров, в отличие от многих передвижников, которые были преимущественно выходцами из небогатых слоев населения и чаще всего из глубинки, родился и вырос в столице. Его отцом был художник и литограф, академик Академии художеств Карл Иоахим Беггров. Будущий живописец 1853 по 1863 год учился в Санкт-Петербурге в Николаевском инженерном и Морском инженерно-артиллерийском училищах, успел послужить на флоте. Возможно, он так бы и остался художником-любителем, который пишет в свободное от службы время, если бы не случай. В 1868 году фрегат «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Дании и затонул. Большая часть экипажа, включая Беггрова, спаслась. Затем он познакомился с художником главного морского штаба Алексеем Боголюбовым, который получил заказ написать две картины, посвященные крушению фрегата. Беггеров рассказал о своих впечатлениях и дополнил рассказ эскизами, которые Боголюбову очень помогли. В итоге Боголюбов стал наставником для молодого офицера и помог поступить в Академию художеств.

«Лодки на берегу» (1887) частное собрание
«Лодки на берегу» (1887) частное собрание

Став художником, Беггров и от службы не отказался. Сначала от заведовал чертежной мастерской в Адмиралтействе, позже стал художником Морского министерства и оставался в этой должности до конца жизни. Беггров сопровождал в кругосветном плавании Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании. Также Беггров успел пожить во Франции, где учился у модного в то время художника Леона Бонна. Он также участвовал во всемирных выстаках. В 1878 году на всемирной выставке в Париже он получил главный приз. В 1885 году художник стал одним из учредителей Общества русских акварелистов.

Беггров известен как маринист, однако он оставил еще и замечательную серию, посвященную жизни столицы.

«Вид на Санкт-Петербург зимой, с куполами Исакиевского собора» (1878) частное собрание
«Вид на Санкт-Петербург зимой, с куполами Исакиевского собора» (1878) частное собрание

В 1889 году Беггров стал академиком АХ, в 1912 году ее почетным членом. Описывая скупость художника, Минченков не упоминает примечательный факт: в 1912 году тот пожертвовал Императорской Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам». Никто из других передвижников-людей «широкой души», не торговавшихся из-за мелочей, таких щедрых пожертвований не делал.

«Вид на Неву от Зимнего дворца» (1881) Государственный Русский музей
«Вид на Неву от Зимнего дворца» (1881) Государственный Русский музей

В 1906 году художник приобрел участок в Гатчине. На заболоченном пустыре он построил дом и разбил прекрасный сад. На всю округу славились его ягоды и фрукты. Он умудрялся в северном климате выращивать даже дыни. Также он держал удивлявших многих птичник. Беггров был искусным кулинаром и хлебосольным хозяином. Однако со смертью жены художник впал в депрессию. Дом он продал, о чем позже жалел, заболел и, когда физические страдания стали невыносимы, застрелился.

Другие работы автора

Замечательная серия, посвященная жизни столицы

«Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» (1879)
«Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» (1879)
«Вид на Невский проспект» (1882) Частное собрание
«Вид на Невский проспект» (1882) Частное собрание
«Петербург зимой» (1898) Челябинская областная картинная галерея
«Петербург зимой» (1898) Челябинская областная картинная галерея
«Утром на Невском проспекте» (1880) Частное собрание
«Утром на Невском проспекте» (1880) Частное собрание
«Вид на Неву и адмиралтейскую набережную в лунную ночь», Государственный Русский музей, С-Петербург
«Вид на Неву и адмиралтейскую набережную в лунную ночь», Государственный Русский музей, С-Петербург

Но главной темой были, безусловно, корабли

«Пейзаж» (1896) частное собрание
«Пейзаж» (1896) частное собрание
«Трепорт» (1881) частное собрание
«Трепорт» (1881) частное собрание
«На палубе фрегата «Светлана»» (1881)  Центральный военно-морской музей
«На палубе фрегата «Светлана»» (1881) Центральный военно-морской музей
«На палубе фрегата "Светлана"», (1884)  Центральный военно-морской музей.
«На палубе фрегата "Светлана"», (1884) Центральный военно-морской музей.
«Орудийный каземат фрегата "Ослябя"» (?)  Центральный военно-морской музей
«Орудийный каземат фрегата "Ослябя"» (?) Центральный военно-морской музей
«Встреча германского императора Вильгельма I на Большом Кронштадтском рейде 7 июля 1882 года» (1888) Центральный военно-морской музей
«Встреча германского императора Вильгельма I на Большом Кронштадтском рейде 7 июля 1882 года» (1888) Центральный военно-морской музей

этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#картина #живопись #искусство #художник #история