22 сентября 2022 года в городе Уфа (Республика Башкортостан) прошел международный семинар, посвященный изучению родных и государственных языков и созданию необходимых условий для их развития и изучения в системе школьного образования. Мероприятие проводилось Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка Российской Федерации и Ассоциацией учителей башкирского, русского (русского) и других родных языков и литератур Республики Башкортостан при поддержке Федерального агентства по делам национальностей.
В работе семинара приняли участие учителя родных языков, руководители образовательных учреждений, методисты, курирующие преподавание родных языков, а также представители общественных и родительских объединений. В онлайн формате поделились опытом работы спикеры из других регионов: Павел Шмаков, директор средней общеобразовательной школы-интерната «СОлНЦе» г. Казани Республики Татарстан, Лариса Фролова, учитель русского языка и литературы гимназии №1 им. И.В. Курчатова г. Симферополя Республики Крым, Елена Кротова, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Калинковичи Гомельской области Республики Беларусь, Анна Старковская, учитель русского языка и литературы школы №78 г. Донецка Донецкой Народной Республики и другие.
В ходе дискуссионной площадки в рамках семинара были обсуждены вопросы создания условий обучающимся для реализации их прав на получение образования на родном языке, изучения родных языков из числа языков народов России, в том числе государственных языков республик РФ. В ходе рассмотрения разных моделей учебных планов, по которым работают общеобразовательные организации в Республике Башкортостан многих участников удивил большой разброс количества часов в языковом блоке на изучение башкирского языка. В результате возникло предложение поручить Институту развития образования Республики Башкортостан проанализировать учебные планы.
Как региональными, так и федеральными экспертами была отмечена необходимость обязательного изучения при свободном выборе или родного языка, или родного языка (русского), или государственного языка республики. Более детально обсуждены вопросы обеспечения условий для изучения родного языка, включая законодательные, нормативно-правовые, учебно-методические аспекты. Была обозначена необходимость разработки примерных основных образовательных программ этнокультурной направленности, призванных обеспечить право граждан на получение образования на родном языке при разработке содержания образования на принципе диалога культур. Участники семинара и эксперты также рассмотрели вопросы государственной итоговой аттестации по родному языку и родной литературе, качества образовательного процесса, доминантной роли школы по созданию языковой среды для школьников.
В ходе пребывания в Башкортостане О.И. Артеменко посетила ряд образовательных учреждений в г. Уфе, ознакомилась с деятельностью Башкирской республиканской гимназии-интерната №1 имени Рами Гарипова, Аксаковской гимназии №11 и отметила необходимость создания всех условий для функционирования школьной языковой среды. При посещении Украинской воскресной школы имени Т.Г. Шевченко, она отметила значимость таких организаций. В Республике Башкортостан, как и в Республике Крым, были созданы условия для удовлетворения образовательных потребностей в изучении украинского языка и культуры, в частности, школу имени Т.Г. Шевченко посещает более 200 детей.
Сохранение, развитие и изучение государственных языков и родных языков народов, проживающих в Республике Башкортостан, в том числе русского языка в статусе родного, является приоритетной задачей в сфере образования. В образовательных организациях организовано изучение 14 родных языков. В 2022-2023 учебном году 96,8% учащихся изучают родной язык.