Найти тему

Инструмент суверенитета или зачем в мире столько валют

В мире насчитывается около 180 национальных и коллективных валют. Может стать еще больше, например, если гордые шотландские горцы обретут независимость. А надо ли столько?

В мире насчитывается около 180 национальных и коллективных валют. Может стать еще больше, например, если гордые шотландские горцы обретут независимость. А надо ли столько? Задался вопросом экономист, профессор ВШЭ Евгений Коган. Эксперт попытался смоделировать ситуацию, при которой количество валют сократилось бы до одной.

«В старые добрые времена не было важно, кто изображен на золотой монете, важен был только ее вес. Впрочем, серебро можно было считать альтернативной валютой.

Попытки установить жесткий курс серебра к золоту были и локально даже работали. Например, золотой ауреус – серебряный денарий или сестерций в Древнем Риме. Но в мировом масштабе – нет.

А ближе к нам? Нобелевский лауреат Роберт Манделл считал, что единой валюте необходимо свободное движение рабочей силы и капитала. Проще говоря, политическая интеграция или мировое правительство.
Такая идея не всем понравится. Даже на уровне еврозоны, где необходимые условия худо-бедно соблюдены, возникают сложности. Кризис PIGS в начале 2010-х показал, что более сильным членам союза приходится нести бремя долгов более слабых и расточительных коллег.

Иначе монетарный союз разваливается. Как это случилось с Латинским монетным союзом в начале ХХ века. Разумеется, Первая Мировая тоже сыграла свою роль в этом развале. Но и сейчас времена неспокойные. Отчасти и этот фактор может влиять на слабость евро.

Мировая тенденция вообще склоняется скорее в сторону суверенизации монетарной и прочих политик. Национальные валюты являются и символом, и инструментом суверенитета. Единую же мировую валюту без отказа от него не запустишь. Независимо от того, будет ли это доллар, юань или биткоин.

Так что пока за сохранность валютного рынка можно не переживать. Еще поторгуем», - заключил экономист Коган.