Нескольких мобилизованных из Забайкалья выгнали из учебных частей за систематическое пьянство, заявил депутат Госдумы Андрей Гурулев. По его словам, с такими людьми другие призванные даже не хотят выполнять общую задачу из-за их морально-волевых качеств. Общественная служба новостей обратилась за комментарием к советнику председателя правления Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России, экс-руководителю аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Ивану Соловьеву.
«Такие дисциплинарные моменты должны быть прописаны в уставе. Как они вообще смогли найти алкоголь? На сборах это категорически запрещено и недоступно, а если они были уже где-то в расположении, то… Конечно, на разовый проступок могут и закрыть глаза, но если это систематическое употребление — мы же с вами понимаем, что нахождение в состоянии алкогольного опьянения в военных условиях это прямая угроза для человека и окружающих, ведь он не может адекватно оценивать происходящее вокруг», — заявил Соловьев.
Юрист считает, что, скорей всего, эти люди не получат всех выплат полагающихся мобилизованным, а кроме того встанет вопрос о принудительном лечении от алкоголизма.
«Этих граждан заставят пройти определенные комиссии, поставят на учет в наркологическом диспансере. То есть у них возникнут затруднения при дальнейшем оформлении либо переоформлении водительского удостоверения, разрешения на оружие», — отметил эксперт.
Соловьев подчеркивает, что подобные ситуации не могут трактоваться как уклонение от мобилизации, ведь оно происходит либо путем неявки в военкомат после получения мобилизационного предписания, либо путем покидания части. В данном же случае люди ни от кого не скрывались и никуда не убегали, однако совершили дисциплинарный проступок.
Генерал Картаполов рассказал, как в Москве проходил призыв по частичной мобилизации
«Это однозначно не уклонение от мобилизации. Может быть рассмотрено как военное правонарушение, однако решение о демобилизации принято в связи с хроническим нарушением устава вооруженных сил — видимо, они пагубно влияли на окружающих (депутат Гурулев именно об этом говорил — прим. ОСН). Здесь точно не может быть речи об уголовной ответственности», — уверен юрист.
Соловьев подчеркивает, что если человек страдает хроническим алкоголизмом — это та стадия заболевания, при которой человек однозначно должен лечиться. Эксперт ссылается на постановление Правительства РФ от 2013 года о военно-врачебной комиссии, в котором сказано, что критерием предоставления отсрочки является не наличие какого-либо заболевания, а его тяжесть.
«Нужно смотреть, какая стадия алкоголизма у человека и поддается ли она лечению. Если алкоголик или наркоман представляет опасность для себя и окружающих, то кто же его будет призывать?» — риторически спрашивает юрист.
Соловьев напоминает, что есть болезни, которые не лечатся. Реабилитация от алкоголизма подразумевает большие сроки лечения с динамическим наблюдением за пациентом. Если его признают выздоровевшим, то снимут с наркологического учета и отменят все ограничения, в том числе и относительно воинской службы.