В этом рассказе я совсем не хочу касаться имени художника и его творчества, тем более, что шедевром русской живописи эту картину назвать трудно. Есть критики, которые даже считают именно эту картину откровенной халтурой и упрекают художника в незнании исторических реалий. Впрочем, с этим утверждением я совершенно не согласна, о чем скажу позже.
Свои размышления я хочу посвятить только той героине, которую Ольшанский изобразил на своем холсте.
Ученые замучались спорить о происхождении и назначении Берегинь в русской мифологии. Одни утверждают, что название «берегиня» произошло от слова «берег» и олицетворяет русалку – не важно, озерную или речную. Но не ту, которая завораживает мужиков и сводит их с ума, а «порядочную девушку», которая помогает с уловом, защищает урожай и т.д… Другие тоже не отрицают «береговое» происхождение название, но считают, что это души утопших девушек, но не тех, кто вредят и мстят, а тех, кто выбирает для себя какую-то семью, чтобы защищать её. Третьи разбивают напрочь такие умозаключения и настаивают, что «берегиня» - это от «беречь» и «оберег»…
Вообще, утверждать что-либо более чем тысячелетней давности, когда вся культура народа существовала в устном народном творчестве – занятие так себе: хочешь – так трактуй, хочешь эдак. Можешь, например, придумать, что Черное море можно выкопать лопатами и даже достать со дна какую-нибудь затонувшую проржавевшую лопату в доказательство.
Впервые упоминание о Берегине ученые откопали в православных «методичках». Не секрет, что православная церковь распространяла свое влияние на территории восточных славян «мягкой силой». На кострах всех подряд не жгли, только «упоротых» язычников, которые пусть бы сами креститься не хотели, так еще и других подстрекали. И здесь церковь выполняла государственную функцию, не допуская раскола между народом. А, поскольку, государственные деятели сами часто были тайными поклонниками язычества, то костров этих на Руси было не в пример меньше, чем в Западной Европе, например. Чаще предпочитали держать «инакомыслящих» в церковных подземных тюрьмах.
Со всем же остальными – сомневающимися, не собирающимися воинственно протестовать, церковь обходилась мягко. Разжевывала, объясняла и ругала язычество в своих церковных проповедях. Очень подозреваю, что когда православная церковь только-только к нам пришла, у нее был свой ципсо (вот только не надо сейчас на меня кидаться, я утрирую). В любом случае, был кто-то, кто наблюдал за народом, изучал его, решал – как наиболее эффективно на него воздействовать и, конечно, воздействовал.
Так вот, в некоторых таких проповедях воздействия, которые кто-то сочинял, а потом рассылал по всем приходским церквям для того, чтобы местные батюшки могли их зачитывать пастве и ругали очень сильно Берегинь. Конечно, там и другие языческие боги под раздачу пападали, но при чем тут какие-то русалки, если не водяных, ни леших в этих проповедях даже не упоминали? Мелочь церковников не интересовала. Именно потому до нас и дошли все эти, теперь уже сказочные персонажи. Их не вытравливали из сознания людей, не подвергали анафеме. А вот Берегиня удостоилась. Удостоилась наравне со Сварогом, Перуном и подобным им генеральским или даже маршальским персонажам из сонма языческих богов. Вот за что её, бедную так? Ведь даже богиней, как например, Макошь, Лада или, чур меня, Морена, она не была…
Чем именно Берегиня показалась такой опасной православной церкви, не смотря на её «демократичность» в других вопросах языческого мировоззрения восточных славян? И ответ на этот вопрос подтверждает правоту тех ученых, которые считают слово «берегиня» от «беречь» и «оберег».
Берегиня – это не богиня. Это женская энергия, направленная на защиту чего-либо или кого-либо. А чаще всего, защиту ВСЕГО!!! Именно эта энергия сделала Ладу богиней семьи, а Макошь – богиней судьбы и ремесел. А вот Морена, скорей всего, такой женской энергией не обладала, поэтому и стала богиней смерти.
Да фиг с ними, с богинями. Берегиня награждала своей энергией и обычных женщин и тем самым позволяла им стать ЖЕНЩИНАМИ. Женщинами, способными не только родить ребенка, но и порвать зубами любого, кто только задумает причинить ему вред. Женщинами, которых не спрашивая выдавали замуж, а они силой своей верности и надежности вытаскивали своих мужей с того света, с войны, с опасного похода. Женщинами, которые своей силой духа, верой (сначала языческой, а потом и православной), способностью к самопожертвованию защищали свои дом, свою семью, свой маленький, но такой огромный для каждой женщины мир.
Как вы думаете, могла церковь на первых порах опасаться такой незримой женской силы? Конечно, могла, поэтому и писала свои «методички». Это потом, когда она признала высшей доблестью мужчины пасть за други своя, она признала нечто подобное и за женщинами. Никаких упоминаний о Берегинях в более поздних церковных трудах ученые больше не находили. Но зато Василиса Кожина с вилами партизанила против наполеоновских солдат, декабристки следовали за своими мужьями, 16-летняя Даша Севостопольская стала первой сестрой милосердия.
А теперь снова посмотрите на картину. Самый большой «грех», в котором упрекают художника критики – это православные храмы, изображенные вместе с языческим персонажем. Причем, Берегиня возвышается над ними – какой кошмар. Увы, критики очень часто специалисты в одной очень узкой сфере и не все способны увидеть. А вот Ольшанский точно хорошо знал – о чем он пишет свою картину. Если Женщина-Берегиня, то не важно – какого она вероисповедания или вообще атеистка.
Увы, не каждой женщине дается дар Берегини…
И тут дело вовсе не в том, удалось ли женщине выйти замуж, сохранить свою семью и вырастить достойных детей.
Одинокая женщина, собирающая бездомных кошек и собак – Берегиня, даже если её ненавидят все соседи.
Женщина, ухаживающая за чужими одинокими стариками – Берегиня.
Женщина, которая разводит цветы у подъезда, не смотря на то, что их снова и снова вытаптывают подростки – Берегиня.
И, наконец, на мой взгляд, высшая степень Берегини – та безымянная женщина, которая месяц прятала у себя нашего мальчишку танкиста на подконтрольной украинским войскам территории.
А вот от кого языческая Берегиня шарахалась в ужасе, так это Валерия Новодворская. Для меня этот человек лидер в списке анти-женщин. Она не то что ничего в своей жизни ни созидала и не защищала, а всю жизнь только и делала, что разрушала….Мерзостная баба
Остальные статьи этого цикла можно прочесть, пройдя по ссылкам
01. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…
02. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»
03. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу
04. «Два лада»
05. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!
06. "Берегиня".
07. О вечных грёзах бестолковых девчонок...
08. Других посмотреть и себя показать…
09. Сваха правды не скажет…
10. Приданое к проданной...
11. Приданое, которое руками не потрогать…
12. Наконец-то о том самом приданом.
13. Ответ и предисловие для критиков.
14. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...
15. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»
16. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.
17. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи
18. Маршрут свадебного поезда.
19. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?
20. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???
21. Всё еще не до пира…
22. Танцуем от печки…
23. С чего посуда бьётся на счастье?
24. Первый раз никому не нравится…
25. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...